Первые 9 месяцев 2018 года стали достаточно успешными для отечественного банковского рынка. Они ознаменовались для его игроков ростом доходности, наращиванием объема кредитов и притоком депозитов. Впрочем последний квартал года может стать вызовом по проверке на устойчивость очищенной и реформированной в течение последних 4-х лет банковской системы. Ведь в результате стресс-тестов НБУ аудиторы увеличили кредитный риск банков на 728 млн грн и уменьшили стоимость имущества на их балансе на 96 млн грн. Также оказалось, что 13 банков, чтобы считаться достаточно устойчивыми к стрессовым сценариям, имеют общую потребность в дополнительном капитале на сумму 42,1 млрд грн, которую обязаны покрыть до конца 2019 года. В таких условиях дальнейшее привлечение средств от депозитных вкладчиков стало бы очень своевременным.
КАК ЗАРАБОТАТЬ НА ДЕПОЗИТЕ БОЛЬШЕ: бонус до + 2% к базовой ставке
Что же в происходит с депозитными ставками? На рынке прослеживается разворот трехлетнего тренда к снижению средних депозитных ставок. Так, в сентябре 2015 они были на уровне 22%, в августе 2018 достигли 14,2%, а в сентябре текущего года начался незначительный, но явно выраженный рост стоимости депозитов. По состоянию на 19 октября ставка составляла уже 15,4%. И последний показатель имеет потенциал к дальнейшему повышению.
Однако странно, что банки начали массово поднимать ставки по срочным вкладам в гривне только с начала осени 2018. Ведь свою жесткую политику по постепенному повышению учетной ставки с 12,5% до нынешних 18% НБУ начал еще в IV квартале 2017-го. Значит, банки уже давно были заинтересованы в доступе к деньгам из других, более выгодных, источников. То есть удорожание кредитных ресурсов центрального банка должно было сразу повлиять на рост депозитных ставок.
Впрочем, на первых порах жесткая монетарная политика только остановила темпы падения депозитных ставок. Хотя следует констатировать, что и это стало хорошей предпосылкой для стабильной работы банков в течение большей части 2018 года. Ведь чем дешевле и стабильнее стоимость депозитной базы, тем больше возможностей у банков для кредитования населения и бизнеса, а также для расширения чистой процентной маржи.
И наконец только осенью 2018 ситуация на банковском рынке кардинально изменилась: ставки по вкладам поползли вверх. Но это не стоит связывать только с отложенным эффектом от антиинфляционных действий НБУ, ведь непонятно почему он затянулся на 10 месяцев торможения падения ставок, прежде чем они резко взлетели вверх.
Сейчас есть веские основания полагать, что рост депозитных ставок в IV квартале может продолжиться. Усиливают этот прогноз следующие факторы:
- рост спроса на гривну среди банков, которые активно тратили ее на закупку иностранной валюты летом во время локального скачка курса доллара;
-
отсутствие четкой определенности относительно макроэкономической стабильности в прогнозах участников рынка в контексте предоставления кредита МВФ, ведь пока непонятно, сможет ли Украина выполнить все условия Фонда, а фактического перечисления средств еще не произошло;
-
более глобально: отсутствие понятных источников решения проблемы пиковых выплат по внешним долгам в 2019 году и зависший в воздухе вопрос будущего мучительных структурных реформ.
В целом спрос на деньги растет в условиях макрофинансовой неопределенности. Сейчас именно повышение депозитных ставок банков указывает на эту неопределенность. То есть сложилась ситуация, когда банки нуждаются в капитале, однако люди или не готовы рисковать, или не уверены, что депозитную прибыли не «съест» инфляция, или же просто не имеют свободных средств для открытия депозитов. И как раз повышение ставок может стимулировать потенциальных вкладчиков к действиям.
При условии продолжения такой ситуации, в IV квартале 2018 года у участников банковского рынка может возникнуть сложная дилемма. Им нужно будет решить — поднимать ставки по новым кредитам, сворачивать только восстановленые программы кредитования или согласиться на более низкие доходы. В свою очередь НБУ сейчас трудно отойти от курса на жесткую денежно-кредитную политику, чтобы смягчить условия работы финансовых учереждений. Ведь любое облегчения доступа банков к гривневым ресурсам может привести к нежелательному росту цен, что было бы чрезвычайно вредным не только для банков, но и экономики в целом.