Итоги недели в своем блоге на «НВ» подводит финансист Сергей Фурса. «Минфин» публикует сокращенную версию.

На фондовых рынках США начался период жесткой коррекции. Президент Трамп решил, что пока все не обвинили во всем его торговые войны, лучше первым обвинить кого-то, и начал играть в Эрдогана, найдя крайних в лице ФРС. Заявив, что это повышение ставок ставит под угрозу рост фондовых рынков, который случился только стараниями партии Батьківщина, тьфу ты, стараниями самого Дональда Трампа. В ФРС сидят приличные люди, поэтому они пока молчат, хотя могли бы напомнить, что торговые войны господина президента только что привели к пересмотру прогноза роста мировой экономики от МВФ в сторону снижения. Правда и в том, что рост ставок действительно стал одной из причин текущей коррекции.

Украинский сегмент еврооблигаций находился под давлением, но не очень сильным: за последнюю неделю суверенные бумаги потеряли около одного пункта, продолжая ожидать результатов переговоров с МВФ. Фонд в эти дни проводит свои ежегодные встречи на Бали, куда отправилась и украинская делегация, чтобы еще раз попытаться провести переговоры.

Глава Мирового Банка в Украине Сату Кахконен очертила ключевые проблемы, которым эти переговоры посвящены. И это уже не цена на газ, по которой цифра в 25% тарифов воспринимается как факт. Теперь это налог на выведенный капитал и налоговая амнистия. Первый является предвыборной фишкой президента и новой популистской угрозой, ведь если раньше перед выборами активно раздавали деньги, то сейчас их нет, и приходится активно обещать снижение налогов. Суть одна и та же, — рост дефицита бюджета, и это не радует МВФ.

Что касается налоговой амнистии, то под нее явно будут пытаться протянуть тех политиков, к которым есть вопросы и у НАБУ, и у западных банков, не верящих в такие варианты происхождения доходов, как «выиграл в лотерею» и «вся семья скинулась». Этот пункт угрожает борьбе с коррупцией, которая также является приоритетом программы МВФ. Как результат, переговоры застопорились на этом этапе.

Злая ирония в том, что если бы украинская сторона не морочила голову МВФ с антикоррупционным судом почти год, а завершила переговоры еще весной, то давно был бы получен транш, который обеспечил бы привлечение другого необходимого финансирования. И сейчас не было бы критической зависимости от МВФ и можно было бы себе позволить перед выборами гораздо больше. Но традиционная стратегия снова традиционно дала сбой. Правда, пока экономика держится хорошо. Гривня вторую неделю укрепляется, позволяя НБУ выкупать валюту в резервы и уже слегка сильнее уровня в 28,0 за доллар. Правда, вышедшие данные по инфляции оказались чуть выше ожиданий НБУ. Год к году инфляция теперь составляет 9%. Традиционный сезонный рост инфляции в сентябре составил 1,9% и драйвится теперь не ценами на продукты, а бензином.

Реакция Нацбанка на рост инфляции и его вербальная коммуникация заставляет ожидать очередное повышение учетной ставки. Особенно если с МВФ не удастся договориться в ближайшее время.

Доходность ОВГЗ на первичном рынке продолжает свой рост, но пока он не приносит правительству существенных дивидендов. Доходность валютных ОВГЗ уже достигла 7,5%, соперничая со ставками еврооблигаций.

А остальной фондовый рынок вновь попал под пристальное влияние СБУ, в том числе, благодаря тем самым государственным облигациям. После того, как силовики забрали лицензию у Украинской Биржи и вывели с рынка самую ликвидную акцию, они, наверное, очень удивились, что рынок до сих пор не загнулся. Поэтому пришли проверить и биржи, и ряд фондовых компаний. Причина, почему они это сделали, может быть вполне реальной: сейчас многие украинские политики или сами сотрудники СБУ пытаются придумать, откуда у них деньги (а также дома и российские паспорта у их жен), и некоторые используют для этого инструменты фондового рынка. Нагоняя доход, гоняя туда-сюда ОВГЗ.

Другое дело, что мало кто в Украине верит, что экономическое крыло СБУ приходит ради защиты интересов государства. Сразу возникает версия, что люди либо пришли «решать вопросы», либо «ошиблись дверью». Последняя версия имеет право на жизнь, ведь вломились к Тарасу Козаку, главе инвесткомпании «Универ». И тут есть подозрение, что украинские пинкертоны перепутали его с тем Тарасом Козаком, который недавно купил известную информационную помойку NEWS ONE. Вполне возможно, что именно к нему с обыском должны были прийти из СБУ, но ошиблись дверью. Всегда хочется верить в лучшее.