Рост количества вакансий отмечают как кадровики, так и чиновники. «По состоянию на сентябрь у нас насчитывается 100 тыс. предложений от работодателей. Активизация рынка налицо», — говорит аналитик rabota. ua Татьяна Пашкина.

Но украинцев такое изобилие не сильно радует. Тем более, что предлагаемые зарплаты пока заметно отстают от их ожиданий. К примеру, в Киеве возможности работодателей и аппетиты претендентов на вакансии разнятся на 25%, в Одессе — на 12%, в Днепре и Львове — на 11%, в Харькове — на 4%. Такие зарплатные разногласия являются лишним аргументом для украинцев, которые и без того посматривают на предложения от иностранных работодателей.

«Минфин» разбирался, кого и на какие деньги ищут украинские компании, и что будет с зарплатами этой осенью.

Из юристов в рабочие

По словам Татьяны Пашкиной, наиболее заметно с началом осени активизировались промышленники. Они набирают как квалифицированных рабочих, так и специалистов с высшим образованием (инженеры, технологи и др.).

«За последний год в Украине открылось несколько десятков новых производственных площадок самого разного профиля — переработка аграрной продукции, швейные цеха, производство автомобильных комплектующих и др. И этот процесс продолжается. Так, недавно Bayer запустил семенной завод в Житомирской области. Там больше 200 рабочих мест. Понятно, что потребность в персонале будет расти», — говорит эксперт.

В рейтинге вакансий рабочие профессии занимают вторую строку. На первом месте традиционно продавцы -консультанты. Но это связано, скорее, не столько с востребованностью самой профессии, сколько с текучестью кадров — работодатели постоянно нуждаются в замене уволившихся сотрудников.

В топ-10 вакансий попали также специалисты по складскому хозяйству, водители, повара, бухгалтеры, официанты, региональные торговые представители, строители и компьютерщики.

Как видно, специалистов с дипломами вузов в этом перечне по-прежнему немного. Понятно, что компаниям нужны и они. Но, во -первых, найти работу тем же юристам, экономистам и маркетологам, которыми рынок труда перенасыщен, намного сложнее, чем представителям рабочих профессий. Во-вторых, придется идти на сравнительно небольшие зарплаты. Скажем, среднестатистическому юристу в Киеве предлагают от 10 тыс., тогда как строителю — 13,6 тыс. грн. Впрочем, работодатели говорят, что в Украине есть сложности с поиском практически всех специалистов. Так, руководитель «Агентства медицинского маркетинга» Юрий Чертков рассказывает, что непросто найти медиков в частную клинику. И это при том, что там неплохие зарплаты — 10 тыс. грн. оклада и 50% от оплаты приема каждого пациента. Но медики, которые сетуют на нищенские оклады в государственных больницах, не спешат откликаться на объявления частников. То же самое с хорошими педагогами. Представитель аналитического центра Cedos Егор Стадный отмечает, что в Киеве только вакансий учителей математики и физики — несколько десятков. И учебные заведения не могут закрыть их месяцами.

Но все же в Украине усиливается крен рынка в сторону рабочего персонала. Это подтверждают и в Госслужбе занятости. «В отдельных городах среди безработных — до 80% с высшим образованием. В Одессе их и вовсе 89%, в Киеве — 87%, во Львове — 85%. При этом самый большой спрос со стороны работодателей — на квалифицированных рабочих — швей, слесарей, электромонтеров, электрогазосварщиков, маляров, токарей и др. И эта тенденция будет лишь усугубляться, так как в Украине 70% выпускников школ идут в вузы и только 30% — в ПТУ», — отмечают в Госслужбе занятости.

Не удивительно, что украинцам все чаще приходится задумываться о смене профессии. Число тех, кто прошел переобучение в центрах Госслужбы занятости, выросло в этом году на 18% (до 31 тыс. чел). При этом большинство направлений, по которым предлагают переучиваться на биржах труда — востребованные рабочие специальности.

Дипломированные специалисты все чаще посматривают и на «черновые» предложения от иностранных работодателей. «Рассматривают такие вакансии, как, скажем, сбор ягод в Польше или работа на заводе как временную подработку на 3-6 месяцев, чтобы накопить на учебу ребенку, ремонт и пр. Соблазняет то, что, кроме Польши, в последнее время активизировались и другие страны, в частности, Германия и Чехия. В итоге средняя зарплата, на которую можно претендовать за границей, выросла и, по состоянию на сентябрь, превышает 37,5 тыс. грн. Для сравнения — в Киеве этот показатель едва превышает 12 тыс. грн., а в остальных городах и того меньше», — констатируют в rabota.ua.

Западные зарплаты становятся для украинцев все более привлекательными и из-за растущего курса доллара. Если так пойдет дальше, отечественным работодателям будет еще сложнее конкурировать за персонал, — говорит экономист Алексей Кущ.

В банки заходят IT-шники

По словам Татьяны Пашкиной, в сентябре произошло оживление в сегменте банковских служащих. «Стало больше вакансий для менеджеров по работе с задолженностью, кредитных специалистов, продавцов банковских продуктов. На эти должности ищут, в основном, молодых специалистов, зачастую без опыта работы. Немного подтянулись и зарплатные предложения в данном сегменте — стали предлагать на 1-1,5 тыс. грн. больше (в среднем 10,5 тыс. грн)», — отмечает эксперт.

А вот страховые компании по-прежнему возглавляют список самых инертных работодателей — вакансий у них крайне мало, а зарплаты оставляют желать лучшего (6-8 тыс. грн. для специалиста среднего звена).

Исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины Елена Коробкова рассказала «Минфину», что сейчас в финансовом секторе трудится менее 170 тыс. человек, тогда как, к примеру, в 2013 году их было 306 тыс.

«Такое сокращение связано с двумя тенденциями. Как известно, в Украине резко сократилось количество банков: в 2013 году их было 180, сейчас — около 80. Также происходят качественные изменения в предоставлении банковских услуг. Все больше процессов автоматизируется, наличные платежи уступают безналичным, а банки уходят в диджитал. Финансовые учреждения модернизируются, меняется структура персонала: потребности в работниках отделений и кассирах уменьшаются, но растет спрос на ИТ-специалистов. По сути, банки — это уже не только финансовые учреждения, но и крупные ИТ-компании», —отмечает она.

«В первую очередь, нам нужны высокотехнологичные специалисты в области CRM, IT, аналитики, эксперты телефонных технологий, проектные менеджеры», — рассказала HR директор Forward Bank Марина Супрун.

Но вот зарплат такая инновационность пока не коснулась. «В целом финансовая отрасль не может похвастаться активным ростом зарплат. Так, если в среднем по стране за 4 года зарплаты выросли на 70%, то в финансовом секторе — только на 58%. И больше половины этого прироста съела инфляция», — говорит эксперт. По данным компании work.ua, финансистам и банковским работникам предлагают в среднем 9 тыс. грн., тогда как в своих резюме соискатели запрашивают 12,2 тыс. грн.

Из-за низких зарплат банкирам все сложнее конкурировать за «не финансовый персонал», скажем, тех же айтишников. Ведь в других компаниях им готовы платить намного больше. «В привлечении и удержании персонала растет роль дополнительной нефинансовой мотивации — например, дают шанс показать себя в амбициозных проектах», — говорит Коробкова.

Марина Супрун отмечает, что в дефиците сейчас узкопрофильные специалисты в области финансового мониторинга, комплаенс- контроля, риск-менеджмента, эквайринга, информационной безопасности, банковских технологий.

Не доплачивают 20%

Даже дефицит персонала, на который наперебой жалуются работодатели, не заставил их раскошелиться. В этом году, по данным Ernst & Young, зарплаты в Украине выросли примерно на 13-14%. Это лишь немного опережает темпы инфляции. Так что, по сути, прибавка осталась незамеченной большинством украинских специалистов.

Не удивительно, что зарплатные ожидания соискателей заметно опережают возможности работодателей. Так, в Киеве претенденты на работу хотят получать порядка 16,1 тыс. грн., тогда как им предлагают всего 12 тыс. грн. В Одессе разрыв в аппетитах кандидатов и реальных зарплатах составляет 1,5 тыс. грн. (12 тыс.грн против 10,5 тыс. грн), в Днепре — 1,1 тыс. (10,3 тыс. против 9,2 тыс. грн.) и т.д. Самый большой разрыв в ожиданиях соискателей и предложениях работодателей у руководящего звена. По данным Work. ua, таким специалистам предлагают меньше 18 тыс. грн., тогда как запрашивают они почти 22 тыс. грн.

Вопрос — будут ли повышать зарплаты этой осенью — во многих компаниях пока остается открытым. С одной стороны, в Украине резко вырос курс доллара и взлетели цены на товары и услуги. С другой, число работодателей, которые в своей зарплатной политике привязываются к американской валюте, в последние годы резко уменьшилось. Раньше в долларах пересчитывали оклады международные компании, в частности, фармацевтические и IT. Сейчас привязку к курсу сохранили разве что айтишники — у них средние зарплаты сейчас составляют порядка 32 тыс. грн.

«Обычно компании пересматривают зарплаты с нового календарного года. Поэтому этой осенью сотрудникам могут разве что пообещать прибавку или выплатить какие-то премиальные», — говорит Пашкина.

Многие работодатели пока раздумывают, что им делать с зарплатами еще и по причине грядущего повышения минималки. Как следует из проекта бюджета на следующий год, в Украине с нового года минимальная зарплата вырастет с нынешних 3,7 тыс. до 4,2 тыс. грн. А это значит, что компаниям придется увеличить отчисления ЕСВ. Власти готовят работодателям и другие сюрпризы. Так, по распоряжению правительства, с 5 октября в Украине начнется массовая «охота» специальных групп проверяющих, в которые войдут налоговики, полицейские и представители Госслужбы по вопросам труда. Они будут выявлять зарплаты в конвертах. Контролеры начнут инспектировать компании и массово штрафовать те из них, которые уличат в теневой занятости сотрудников. А таких сейчас немало: из 14 млн. занятых граждан только половина числится в штатном расписании. Белую зарплату получает еще меньше украинцев.

Перспективы делиться с государством отбивают у работодателей желание повышать зарплаты. Хотя ресурс для прибавок в большинстве компаний есть. По словам Алексея Куща, если в Европе на фонд оплаты труда уходит в среднем 70-80% доходов компаний, то у нас — всего 40-50%. То есть, украинцы недополучают не меньше 20% — эти деньги попросту присваивает бизнес.