Программы предоставления траншей МВФ обычно не превышают 4-5 лет: деньги выдаются в обмен на проведение реформ. Наличие финансовой «подушки» помогает стране выйти из кризиса и достичь финансовой стабильности. Однако сотрудничество Украины с МВФ затянулось почти на 26 лет.

Александр Данилюк пишет: «Так построена работа: сначала договариваются политически, оформляют меморандум. Затем МВФ исходит из того, что подписанное украинской стороной будет выполнено. У нас было несколько программ, которые мы получали лишь по первому траншу. Это говорит о том, что условия практически не выполняются: первый транш дается безусловно, а вот последующие – под определенные условия. Эти программы можно оценивать, как невыполненные, в том числе и то, что подписывала Юлия Тимошенко».

Бывший министр финансов объясняет ситуацию детальнее: «Из $17, 5 млрд текущей программы мы выбрали $8,5 млрд – половину. У нас уже должен быть 13-й пересмотр программы – а будет только пятый. Так что именно по этой программе выполнили много: ее можно считать рекордной с этой точки зрения, этим она отличается от других. Но даже при всем этом реализована лишь половина. Тот факт, что нам необходимо продолжение программы, говорит о том, что мы не воспользовались ею в должной мере – мы ее не выполнили».

Александр Данилюк считает, что без помощи МВФ Украине не удастся удержать финансовую стабильность. Как вариант, придется сократить расходы бюджета минимум на $4 млрд. Без этого транша наша страна не сможет получить макрофинансовую помощь, выйти на рынки, привлечь policy-loan, гарантию в районе около $800 млн.

Данилюк спрогнозировал развитие ситуации в случае неполучения помощи МВФ: «С этим траншем у нас связано все финансирование. И многое может обернуться проблемами этого года с вытекающими социальными последствиями. Часть платежей просто нельзя будет провести: бюджет на этот год планировался, исходя из самого главного предположения – что мы получим деньги МВФ (более того, мы должны были их получить еще в марте этого года). Дальнейший эффект без транша – резко подскочит курс доллара. Дальше все зависит от политики Национального банка: с какой скоростью они будут сжигать резервы. Влияние на курс отразится и на обслуживании долга в последние месяцы. Это же скажется на импорте: с одной стороны, в начале мы будем получать больше дохода от импортного ПДВ. С другой стороны, нужно понимать, если курс будет расти – увеличится нестабильность, что повлияет на импортные операции: их будут придерживать».

Александр Данилюк упоминает и о финансовых выплатах по внешним обязательствам, которые предстоят Украине в 2019 году. Это и миллиардная гарантия США, и выплаты по долгам. «Сейчас мы достигли точки, когда все очевидно: или черное, или белое. Поэтому хватит играться – нужно получать транш: необходимые решения стоило принимать еще в прошлом году» — резюмирует экс-министр финансов.