По итогам августа рынок новых авто получил еще больший плюс — 9,8%, по сравнению с июлем, и 11,2% — в сравнении с аналогичным периодом 2017 года.

Для самих продавцов такие результаты стали приятным сюрпризом. Ведь до этого рынок все глубже уходил в минус. Так, в июне в Украине продали 6,5 тыс. авто, а это на 4,8% меньше, чем в мае и на 5,4% — чем в начале прошлого лета.

«Минфин» разбирался почему украинцы вдруг потянулись в салоны и откуда у них деньги на новые автомобили.

Откуда деньги

Как пояснили «Минфину» эксперты, всплеск спроса на новые машины объясняется просто — резким скачком курса доллара.

С июня по конец августа американская валюта подорожала больше чем на 2 грн. за доллар. Но цены на иномарки в украинских салонах выставлены в гривне, и продавцы не меняют ценники так часто, как переставляют котировки в обменниках. В итоге, на какое-то время, пока дилеры не пересчитают цены по новому курсу доллара, иномарки «дешевеют».

«Украинцам, у которых есть сбережения в валюте, сейчас выгодно покупать автомобиль. Курс растет, а ценники в автосалонах пока остаются на прежнем уровне», — говорит менеджер по связям с общественностью компании «Ниссан Украина» Владимир Иванов.

К примеру, Nissan Qashqai 2.0P 2WD CVT ACENTA Safety стоит в салоне около 700 тыс. грн. В июле это составляло чуть меньше $27 тыс., а сейчас — порядка $25 тыс.

То же самое и с другими моделями. На авто эконом- класса реально сэкономить 200-300 долларов, на премиальной иномарке – несколько тысяч.

ОФОРМИ ДЕПОЗИТ В ВАЛЮТЕ, ПОЛУЧИ БОНУС К СТАВКЕ ДО 0,9% ГОДОВЫХ

Скажем, цены на внедорожники Mercedes G-Class в украинских салонах стартуют с 3,8 млн. грн. В июле за такое авто нужно было выложить больше 146 тыс. долларов, а сейчас — 135,7 тыс. То есть реально сэкономить больше 10 тыс. долларов. Не удивительно, что в статистике за август самый большой прирост показывают именно недешевые бренды. По данным «Укравтопрома», на 17,2% выросли продажи у того же Mercedes, на 22,3% — у Lexus, на 36% — у Toyota.

Показательно, что как раз в такие периоды курсовой неопределенности уменьшается разрыв между новыми авто и аналогичными подержанными моделями. Ведь последние владельцы сразу выставляют на продажу с долларовым ценником.

К примеру, тот же Nissan Qashqai, но не новый, а отъездивший год по украинским дорогам, сейчас стоит от 23,3 тыс. долларов. Точно такая же цена была и в июле. Но тогда разница в стоимости новой и подержанной модели составляла около больше 3,5 тыс. долларов, а сейчас — 1,7 тыс. долларов.

Пересматривать ценники продавцы б/у машин не намерены. Они попросту решили подождать, когда в салонах перепишут прайсы.

Когда вырастут цены

В том, что машины подорожают, Владимир Иванов не сомневается.

«Все иномарки закупаются в валюте — долларах или евро. В том, что цены повысятся, сомнений нет. Правда, сложно сказать, когда именно это произойдет — дистрибуторы принимают решение в каждом конкретном случае», — пояснил он.

Цены точно пересмотрят при завозе новых партий автомобилей. Как правило, склады у импортеров пополняются раз в 3-6 месяцев. Но не исключено, что, заметив повышение спроса, некоторые продавцы начнут переписывать ценники и раньше — в конце сентября — октябре.

Что будет после того, как цены на новые авто подрастут — сказать сложно. Не исключено, что за этим последует спад продаж. Хотя, как считает глава ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко, дело не только в деньгах.

«Мы можем сделать нулевые ставки на распродажу старой одежды, белья и обуви и кто-то будет их покупать. Можем сделать нулевые ставки на старые авто, но все равно — на новую одежду и новые автомобили всегда найдется покупатель. Я лучше откажу себе в еде и развлечениях, буду работать на пяти работах и по ночам, но буду покупать себе новое белье, новую обувь и новые авто. И, судя по росту рынка новых авто, я — не один», — отметил Назаренко.

Внезапный всплеск любви украинцев к новым иномаркам может также объясняться первыми выбросами на рынок предвыборных денег. Многие политики уже начали формировать предвыборные штабы и набирают туда людей на неплохие зарплаты.

Свои коррективы в статистику авторынка вносит и активизация корпоративного сектора. Как рассказал глава Autoconsulting Олег Омельницкий, компании обновляют свои автопарки, пополняя их новыми легковушками. Именно корпоративный сектор вытягивал общую статистику в мае и июне — если бы не эти покупатели, рынок бы ушел в минус намного сильнее, — говорит Омельницкий.

Б/у по-прежнему в ходу

Несмотря на активизацию продаж новых авто, достаточно неплохо чувствует себя и рынок подержанных машин. Пострадал разве что сегмент «самых свежих» б/у иномарок — 2016-2017 года выпуска, которые напрямую конкурируют с аналогичными моделями из салона. По всем другим категориям фиксируется рост продаж. По данным «Укравтопрома», в августе украинцы купили 10,3 тыс. б/у автомобилей, что почти вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Читайте такжеВ Германии стартует массовая распродажа дизельных авто. Доедут ли они до Украины

Самыми ходовыми подержанными иномарками остаются Volkswagen. Их поставили на учет больше 1,5 тыс. На втором месте — Renault (около 1,4 тыс. шт), на третьем — Skoda – (чуть больше 1 тыс. шт). В пятерку попали также Ford (717 шт) и Nissan (602 шт).

Всего с начала года в Украине реализовали почти 62 тыс. подержанных авто. Это на 86% больше, чем за аналогичный период прошлого года. А их доля в структуре всех проданных авто составила 63%, так что отечественный автопарк продолжает стареть.

Константин Сопрыкин