Власти не теряют надежды найти способ легализировать тысячи автомобилей на иностранных номерах, которые колесят по украинским дорогам. В июле Верховная Рада приняла в первом чтении законопроекты №8487 и 8488, о которых уже писал «Минфин». Эти документы предлагают существенно снизить акцизы на все машины, в том числе, солидного возраста. Кроме того, отменяют экологический стандарт Евро-5, который сейчас не позволяет ввозить в Украину автомобили, выпущенные ранее 2010 года. Это на руку евробляхерам, поскольку большинство таких авто, как правило, 2000-2005 г выпуска.

Предполагается, что нововведения наведут порядок с регистрацией машин. Но есть одно «но». Непонятно, в каком виде законопроекты дойдут до второго чтения и примут ли их в итоге в целом. Поэтому законодатели прорабатывают и другие варианты легализации евроблях. «Минфин» разбирался в их нюансах.

Платить не надо

О том, что, помимо снижения акцизов, возможны и другие способы легализации евроблях, сообщил правозащитник Владимир Караваев. По его словам, во властных кабинетах сейчас прорабатывают новую схему, по которой можно будет узаконивать  машины на иностранных номерах. Ее суть проста — такие автомобили хотят поставить на временную украинскую регистрацию. Владельцам авто поменяют евробляху на вполне законный украинский номерной знак. Платить за растаможивание машины не нужно, а это значит, что собственник транспортного средства сэкономит, как минимум, 1-2 тысячи евро.

В течение какого срока будет действовать временный учет — пока неясно. Скорее всего, речь будет идти об одном годе. Для таких авто могут ввести и ряд ограничений — их нельзя будет перепродавать, передавать в пользование другим лицам, работать на них в такси или водителем, выезжать за границу.

Караваев также отметил, что для евроблях на временной регистрации могут ввести и более частый технический контроль, чем для «обычных» авто. Напомним: техосмотры, которые отменили несколько лет назад, вернутся в Украину уже со следующего года.

Читайте такжеЭксперимент от правительства. В Украине началась охота на евробляхи

Существенный плюс временной регистрации евроблях для государства — возможность создать базу транспортных средств и их водителей. Ведь сейчас автомобили на иностранных номерах — невидимки на наших дорогах. Чиновники даже не знают, сколько их в Украине. ГФС называет цифру от 300 тыс. до 800 тыс., но независимые эксперты уверены, что их более 1 млн. Евробляхи нередко становятся участниками ДТП, а отсутствие регистрации позволяет им просто уехать с места аварии — вычислить такие авто по номерам и привлекать водителей к отвественности полиции крайне сложно.

Плюс для самих евробляхеров — возможность заполучить украинские номера, не тратясь на растаможку машины.

Подводные камни временной регистрации

Вариант легализации евроблях путем их постановки на временный учет— пока только идея. Его смогут узаконить не раньше осени. Но эксперты, с которыми пообщался «Минфин», говорят — прежде, чем утверждать эту схему, ее стоит более тщательно проработать. «Сейчас она вызывает массу вопросов. На каком основании авто на иностранной регистрации можно ставить в Украине на временный учет с заменой номерных знаков? Ведь собственники евроблях владеют ими только теоретически. Да, они их купили. Но по документам львиная доля таких транспортных средств оформлена на зарубежных собственников — фирмы или частных лиц. Чтобы их переоформить, нужно выезжать за границу, снимать авто с учета и снова ввозить в Украину», — рассказал руководитель копании Autoconsulting Олег Омельницкий.

Эксперт автомобильного рынка Виктор Стельмах говорит, что необходимость выезда за границу сопряжена для евробляхеров с массой проблем. Многие фирмы, на которых «висят» евробляхи, уже закрылись. Часть из них — это однодневки, которые открывались специально под продажу авто на иностранной регистрации. «Да и сами транспортные средства на родине уже «призраки» — они не проходили вовремя техосмотр и уже потеряли право на легальную местную регистрацию. Так что может случиться, что евробляхер, выехав за пределы Украины, не сможет въехать на территорию ЕС. А назад его тоже могут не пустить. В таком случае автомобиль просто зависнет на штрафплощадке на границе», — допускает эксперт.

Читайте также: Легализация или зачистка

Отпугнуть евробляхеров может и необходимость потратиться на снятие авто с европейской регистрации. По подсчетам экспертов, чтобы уладить все формальности — выезд за границу, оформление договора купли-продажи с иностранным собственником, техосмотр, въезд в Украину - понадобится не менее 1-1,5 тыс. евро. Но у многих евробляхеров машина стоит ненамного дороже — подержанные легковушки они покупают по 2-3 тыс. евро. Захотят ли владельцы таких машин платить за их легализацию, — большой вопрос.

Накажут или «не заметят»?

По словам Олега Омельницкого, успех реализации любой схемы узаконивания евроблях будет зависеть от того, каким будет контроль за соблюдением правил и наказание для нарушителей. «Необходимость ставить пригнанные из других стран автомобили на украинскую регистрацию прописана в статье 29.2 Правил дорожного движения и сейчас. Но, как все мы можем наблюдать, это правило просто не выполняется», — отмечает эксперт.

Виктор Стельмах говорит, что возможность поставить авто по упрощенной схеме на временный учет будет выгодна владельцам дорогих машин на евробляхах. Ведь их растаможка обойдется в несколько тысяч евро. Собственникам дешевых блях выгоднее и дальше ездить на иностранных номерах. Упорное нежелание евробляхеров платить даже сравнительно небольшие средства может попросту зарубить все идеи легализации, которые сейчас находятся на рассмотрении. «Любая цифра, отличная от нуля — для них уже дорого. Ведь сейчас они не платят вообще ничего», — говорит Омельницкий.

Руководитель общественной организации «АвтоЕвросила», представляющей интересы бляхеров, Александр Чернявский отметил, что даже законопроект №8487, который существенно снижает акцизы, устраивает их лишь как базовый. Активисты не противились голосованию только в надежде, что ко второму чтению им удастся внести в документ ряд правок. Их цель — снизить стоимость оформления до минимума. Как подсчитал Чернявский, автомобиль 2000-2005 года выпуска, который в Европе можно приобрести за 2-3 тыс. евро, должен растамаживаться не дороже 500 -1000 евро, а в идеале — за 200-300 евро. Но как уложиться в эту сумму, если только за выезд за границу и снятие с иностранных номеров придется заплатить больше 1 тыс. евро — непонятно. без этой процедуры поставить авто на украинские номера незаконно. В этом случае наша страна нарушит международное законодательство и рисует попасть под европейские санкции.

Так что не исключено, что с осени, когда парламент вернется к работе и станет рассматривать вопрос легализации евроблях, нас снова ждут массовые акции протеста водителей. Пойдут ли власти у них на поводу и будут искать новые компромиссы или же начнут штрафовать машины на иностранных номерах (а законодательная база для этого же есть) — пока неясно. Вполне вероятно, что настраивать против себя огромную армию евробляхеров до выборов власти не решатся. Тем временем, количество машин на иностранных номерах в Украине и дальше растет. По данным Виктора Стельмаха, ежемесячно в нашу страну въезжает не менее 5-6 тыс. таких транспортных средств. «И задача активистов, в том числе, как можно дольше сохранить статус -кво евроблях. Ведь на этом отдельные люди зарабатывают миллионные состояния», — подытожил эксперт.

Людмила Каплун