Итоги минувшей недели в своем блоге на НВ традиционно подвел Сергей Фурса. «Минфин» сократил. 

Прошедшая неделя стала для рынков немного расслабленной, благодаря Дню независимости США. В это время трейдеры не ходили на работу, а доллар не ходил по всему миру. Как результат, такие недели не богаты на новости и события. Индекс S&P500 продолжает изображать из себя пилу (в более волатильные времена это обещало резкий выстрел или вниз, или вверх, сейчас же посмотрим) и утро пятницы откроет на отметке в 2736 пунктов.

Основным развлечением для мира остается чемпионат по футболу. Даже коалиционные споры в Германии удалось уладить (на то они и немцы), что оказало существенную поддержку евро, которое теперь торгуется в основной мировой паре на уровне 1,17 к доллару.

Лихорадит только развивающиеся рынки, где продолжают раскрываться последствия роста ставок и начала торговых войн. К Аргентине и Турции присоединились Ливан и Бахрейн. В Турции, где успешно избрали султана, инфляция взлетела до 15%, а двухлетние ставки в лире достигли уровня в 20%. Все указывает на то, что Центробанку снова придется поднимать ставку и тут лишь вопрос, как на это отреагирует Эрдоган и не отрубит ли он пару голов. 

Сейчас султан может стать триггером для более масштабного кризиса. Благо, Bank of America уже сравнил текущую ситуацию с началом 1997-98 гг., когда мировой кризис запустился на развивающихся рынках. И прошелся в основном по ним, ведь в самих штатах остался практически незамеченным. Не скучно и на сырьевых рынках, особенно нефти. Тут новый виток эскалации вокруг Ирана, где играют мускулами иранские лидеры и военно-морские силы США. В итоге нефть торгуется около $80 за баррель.

Украинский сегмент еврооблигаций не может оставаться в стороне и поэтому продолжает испытывать давление от торговых войн. Самый свежий выпуск, Украина-32 торгуется уже на уровне 86% от номинала, что соответствует доходности в 9%. Как бы намекая, что даже если бы рынки сейчас и были открыты, то лучше, чем под 10% деньги нам привлечь не удалось бы. Не помогает ему и упорное нежелание украинских властей выполнить требования МВФ. Похоже, раньше осени на приезд миссии можно не рассчитывать, до периода отпусков у бюрократов осталось всего пару недель, за которые трудно вложить весь таймплан, даже если бы украинцы вдруг образумились и тут же проголосовали и требуемую поправку, и подняли бы цены на газ.

Радует, что на этой неделе, тем не менее, парламент вдруг превратился в очень дружественную для экономики структуру. И вслед за прорывным законом о валюте был проголосован сначала закон о «защите прав кредиторов», а потом уж вообще неожиданно закон «о корпоративном управлении в государственных банках» и «единое окно на таможне». Что случилось с депутатами, пока выяснить не удалось. Но может это из той серии, что лучше и не трогать, лишь бы не испортить.

Какие деньги продолжают поступать, так это средства «заробитчан». Благо, теперь они не улетают далеко, в Португалию или Италию, а трудятся за углом, в Польше, что позволяет им чаще привозить денюжку домой. В первом квартале 2018 года рост объема средств, пришедших в украинскую экономику вместе с маршрутками, пересекающими границу, повысился на 34% по сравнению с периодом годом ранее. Конечно, тогда еще не было безвиза, поэтому цифры по всему году вряд ли покажут такой стремительный рост, но уж точно превысят $10 млрд. Это точно больше, чем зайдет в этом году как от внешних кредиторов, так и в качестве прямых инвестиций. Может быть, именно деньги заробитчан пока поддерживают резервы НБУ на уровне в $18 млрд.

У Минфина же перестало получаться привлекать гривню на первичных аукционах. Рынок как бы намекает, что хочет больше. Минфин как бы говорит, что против. И указывает на снизившуюся инфляцию в мае. Рынки кивают, но показывают на квазисекретную презентацию НБУ, где рассчитанный без МВФ курс составляет 40 гривен за доллар. В итоге, объемы размещения минимальны. И лето тут не будет жарким. Что, правда, обещает жаркую осень вне зависимости от глобального потепления.