Как уже писал «Минфин», 15 июня в Верховной Раде появилось два законопроекта на тему евроблях — №8487 и8488. В первом предлагалось кардинально изменить систему растамаживания авто, причем, не только на еврономерах, но и всех импортных легковушек, включая новые. Согласно новой формуле, будет так называемая базовая стоимость (для нового авто с бензиновым двигателем объемом 1000 куб. см — 50 евро, с дизельным — 75 евро) и коэффициенты, которые будут зависеть от мотора и возраста автомобиля (чем старше и мощнее — тем дороже). По замыслу депутатов, евробляхеры должны растаможить свои незаконные сейчас авто в течение 6 месяцев с момента принятия законопроекта 8487. Для тех, кто не уложится в срок, в проекте №8488 прописаны драконовские штрафы — до 170 тыс. грн.

Эти законопроекты должны были вынести на рассмотрение парламента в четверг. И шансы на принятие в первом чтении были весьма высоки, так как в разработке проектов принимали участие представители практически всех парламентских фракций. Предварительно документы планировалось согласовать с активистами от евробляхеров.

Читайте также: Легализация или зачистка

Однако документы забраковали. Ранее глава общественной организации АвтоЕвроСила Александр Чернявский пояснял «Минфину», что евробляхеры готовы растамаживать свои авто, если стоимость оформления не превысит 500 — 1 тыс. евро. Но по предложенной депутатами формуле выходило дороже — не менее 2-3 евро за среднестатистическое авто. Так что евробляхеры и парламентарии не сошлись в цене. Соответственно, в четверг проекты не то что не обсуждались на заседании ВР, но даже не попали в повестку дня.

Впрочем, накануне, 20 июня, Кабмин выдал свою версию решения проблемы евроблях. В постановлении №479 «О реализации экспериментального проекта по созданию условий для воспрепятствования уклонению от уплаты таможенных платежей» предусмотрена жесткая силовая зачистка этого рынка.

Кабмин расширяет полномочия МВД и Минфина и позволяет им контролировать таможню в вопросе уплаты пошлин за евробляхи.

«Охота» на евробляхи, собственно, уже стартовала. Согласно правительственному постановлению, с 21 июня по 31 декабря 2018 года начинается «эксперимент»: полицейские будут круглосуточно дежурить в зоне таможенного контроля в пунктах пропуска на границе, чтобы ловить евробляхи, пытающиеся ехать в Украину.

Плюс — полиции и представителям МВД дается открытый доступ к базе таможенников «Инспектор-2006», через которую можно найти евроблях, которые уже заехали в страну. Для владельцев таких авто, по действующему законодательству, предусмотрены штрафы от 8,5 тыс. грн. за нарушение режима ввоза от 10 дней. То есть, прецеденты, когда евробляхерам выписывали штрафы по несколько миллионов гривен, могут стать массовыми. Полиция также имеет право поставить авто на иностранных номерах на штрафплощадку, откуда ее может забрать лишь законный владелец (в это в большинстве случаев — иностранная фирма).

С 1 сентября контролеры должны будут регулярно рапортовать правительству о ходе эксперимента.

«Когда я написал, что законопроекты 8487 и 8488 о снижении акцизов на автоимпорт не очень хороши для официальных автоимпортеров и дилеров, но очень выгодны для простых украинцев, то выслушал кучу критики о том, что дескать предложения Южаниной плохие и необходимо полностью отменять налоги, а бляхи растаможить по $200. Ну и что? Не поддержали бляхеры предложения Южаниной, а теперь и сами пострадают от вмешательства Генпрокуратуры, МВД и Кабмина. Законопроекты Южаниной о снижении налогов даже не включили в повестку дня сессии ВР, а после получения полицией таможенной базы, согласно постановлению КМУ 479, предложения по снижению акциза могут совсем исчезнуть и МВД будет реализовывать силовой сценарий… А жаль..», — прокомментировал развитие ситуации с евробяхами на своей странице в Facebook глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко.