Недавно в Верховной Раде появилось сразу два законопроекта на эту тему. В проекте №8487 расписана новая схема растамаживания машин, №8488 предлагает драконовские штрафы для тех, кто не захочет легализировать свои авто по-хорошему.

Эксперты, с которыми пообщался «Минфин» утверждают: новые правила могут обвались весь отечественный авторынок. Упадут в цене не только евробляхи, но и машины на украинской регистрации.

«Минфин» разбирался, как теперь будут узаконивать евробляхи и растамаживать импортные легковушки и сколько будут стоить авто.

Акцизная революция

Главная новация законопроекта №8487 — кардинальное изменение схемы растамаживания авто, причем, не только не еврономерах, но и импортных б/у, а также новых машин. Авторы документа — депутатская группа, в том числе, глава профильного парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина, совладелец транспортной корпорации АИС Дмитрий Святаш, известные автомобильные лоббисты Виктор Галасюк и Роберт Горват и др. Они предлагают отойти от нынешней формулы определения акциза, которая базируется на объеме двигателя автомобиля (платится за каждый кубический сантиметр) и брать деньги за «единицу транспортного средства». В качестве базовых хотят взять две модели: новые бензиновую и дизельную с мотором в 1 тыс. куб.см. Для первых акциз будет составлять 50 евро, а для вторых — 75 евро. Авто с другими двигателями и возрастом станут тарифицировать с учетом коэффициентов. Первый, по замыслу депутатов, «привязан» к объему двигателя и будет варьироваться от 0,9 до 6. То есть растаможка новой малолитражки с бензиновым мотором 900 куб см обойдется в 45 евро, а мощного авто с 6-литровым двигателем — в 300 евро.

Второй коэффициент депутаты хотят привязать к возрасту автомобиля. Он будет равен единице для новой машины, а за каждый дополнительный год станут прибавлять еще по единице. В итоге, к примеру, 25- летнее авто нужно будет рассматривать уже с коэффициентом 25.

«Минфин» уже приводил пример расчета стоимости конкретных моделей авто. К примеру, для бензиновой машины 2012 года выпуска (полных 5 лет) и объемом двигателя 2000 куб. см акциз составит 50 (евро) х2 (2000 см/1000) х5 (лет) = 500 евро. Для дизельного авто с мотором 1600 куб. см возрастом 10 лет налог будет равен 75 (евро) х1,6 (1600 см3/1000) х10 (лет) = 1200 евро.

Максимальный акциз за бензиновое авто может составить 7,5 тыс. евро — если рассматривать 25-летнюю машину с 6-литровым мотором. Такой же дизельный вариант обойдется в 11,25 тыс. евро.

Но это далеко не вся сумма, которую нужно будет отдать в бюджет при растамаживании авто. Кроме акциза, вам насчитают НДС (20% от таможенной стоимости машины), а при постановке на учет — госпошлину и налог в Пенсионный фонд. Но все равно, в случае принятия законопроекта, растамаживать новые иномарки и 2-5-летние машины будет на 10-20% дешевле, чем сейчас. Таким образом депутаты хотят простимулировать украинцев отказаться от европейского автохлама и покупать сравнительно нестарые автомобили, — пояснил член правления Союза автомобилистов Украины Петр Козак.

Проблемные евробляхи

Впрочем, главная цель, которую преследуют законодатели, — это все-таки легализация евроблях. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту № 8488, за последние два года в Украину в режиме транзита или временного ввоза импортировали более 2 млн авто. Из них 300 тыс. — «растворилось» на территории нашей страны, то есть они не были вывезены в обозначенные законом сроки и не поставлены на украинские номера. Фактически они и являются теми самыми евробляхами.

Так как машины на иностранных номерах не числятся в базах Нацполиции и не оформлены на фактических владельцев, водители чувствуют себя безнаказанными со всеми вытекающими последствиями — откровенно лихачат на дорогах, массово провоцируют ДТП, скрываются с места аварии и пр. По данным Нацполиции, в прошлом году в Украине произошло более 10 000 ДТП с участием евроблях, а это 6% от общего количества всех аварий. По итогам первого квартала этого года данный показатель вырос уже до 8,5%. Причем, по данным Моторного страхового бюро, по состоянию на 1 мая 2018 года полисы ОСАГО купило около 188 000 владельцев авто на иностранной регистрации, что явно меньше, чем общее число евроблях в Украине.

То, что с евробляхами на наших дорогах нужно что-то решать, понятно уже давно. Но власти не рисковали заставить владельцев таких авто платить за расстановку по полной. Да и, по-сути, она невозможна, так как большая часть этих авто являются «непроходнымы» по экологическим нормам (в Украину разрешено импортировать авто не ниже стандарта Евро-5, а это машины 2009-2010 годов выпуска и позже).

Сами евробляхеры — весьма организованы и не раз устраивали автомайданы, блокировали парламент и перекрывали трассы, протестуя против попыток законодателей заставить их платить по полной.

Главный аргумент евробляхеров — растаможка в Украине слишком дорогая, что нарушает права украинцев на владение транспортными средствами. Глава общественной организации «Авто ЕвроСила» Александр Чернявский рассказал «Минфину», что они, в общем-то, не против налогов, но только если те — «доступные», то есть, не превышают 1 тыс. евро за авто 2002-2005 года выпуска. Если следовать таблице, предложенной авторами нового законопроекта, в такую сумму реально уложится, разве что если у вас малолитражка с мотором до 1,2 л. И это — только акциз. Дополнительно придется заплатить еще НДС, а даже для самой доступной евробляхи стоимостью до 2 тыс. евро это будет еще 400 евро.

Но большинство евроблях не отличается моторами небольших объемов. Наоборот, отличительной особенностью старых авто как раз являются мощные и «прожорливые» движки. Золотой стандарт — 2,5-3 литра, а для джипов и представительских седанов — и до 5 литров. То есть, чтобы растаможить такие авто, владельцам евроблях придется выложить уже по несколько тысяч евро.

Платить такие деньги согласятся немногие автовладельцы — уверены эксперты. Прошлые законопроекты легализации евроблях, которые были разработаны с участием активистов, предусматривали более привлекательные условия (к примеру,  рассрочку на несколько лет или оформление за пару сотен евро), но вот только поддержки среди депутатов они так и не нашли.

Уйдут на разборку и надавят на цены

Вообще не платить в этот раз не получится. Параллельно с законопроектом № 8487 депутаты зарегистрировали в ВР проект №8488. Последний предусматривает ужесточения для евробляхеров, в частности, расширяет полномочия полиции (сегодня полицейские могут привлечь владельца авто на иностранных номерах к ответственности лишь в том случае, если работают вместе с налоговиками) и увеличивает штрафы. Сейчас максимальная сумма штрафа составляет 8500 грн для авто, которое было ввезено в режиме «транзит» и не выехало за пределы Украины в течение 10 дней. Для машин, оформленных в режиме временного ввоза, «просрочка» номеров стоит 17 500 грн.

В законопроекте № 8488 предлагается штрафовать всех евробляхеров на 85 тыс. грн, если они не поставят авто на украинские номера в течение 20 дней, и на 170 тыс. грн, если этого не сделать за месяц.

В такой ситуации евробляхи рискуют стать просто обузой для многих украинцев; «Продадут на разборку. Накопят денег и купят себе машину 2008 года Евро-4 — на них уже более-менее нормальные цены. Я недавно по своим делам (искал мастера для сложной работы) объезжал СТО на Оболони и Виноградаре. Все забиты «бляхами». Ребята сказали, что в основном это мусор, который проедет километров 50 и станет. Все, что более-менее живое — куплено у европейцев не менее чем за 3-4 тыс. евро», — отмечает представитель «Всеукраинского комитета народного контроля» Владислав Бовсуновский.

Эксперты не сомневаются, что евробляхи, в случае принятия законопроектов, начнут резко терять в цене — вплоть до того, что будут продаваться по 500-600 евро.

Но могут подешеветь и все другие автомобили. «Авто на иностранной регистрации уже обвалили цены на украинском авторынке. За два года подержанные авто на украинских номерах из-за засилья евроблях упали в цене на 20-25%», — рассказал «Минфину» Петр Козак.

В ближайшее время иномарки еще больше подешевеют из-за более доступной растаможки. Сейчас, даже по закону о льготном ввозе авто (украинцы могут оформить на себя одну машину в год по сниженным акцизам) нужно заплатить налогов более чем на 30% от стоимости самого авто.

Если примут законопроект №8487, автомобиль среднего класса, который на границе стоит порядка 15 тыс. евро, можно будет растаможить за 3-3,5 тыс. евро вместо нынешних 5 тыс. То есть, автоматически минус 1,5-2 тыс. евро в цене.

Новый импорт, растаможенный со скидками, начнет давить на весь рынок подержанных авто. Так что продавцы будут вынуждены снижать цены, что лишь на руку украинцам, мечтающим приобрести машину. В среднем, по оценкам экспертов, ценники могут снизиться до 10%, а это не менее 1 тыс. евро на среднестатистическом подержанном автомобиле.

Константин Сопрыкин