Почему этот выбор так сложен для украинских властей, в своей колонке на НВ написал исполнительный директор Центра экономической стратегии, член совета Реанимационного пакета реформ Глеб Вышлинский. «Минфин» приводит сокращенный текст статьи.
За 2018–2019 годы Украине нужно выплатить почти $11 млрд внешнего государственного долга. По состоянию на конец марта на валютных счетах правительства оставалось около $1,4 млрд, которых хватит до августа, если не трогать валютные резервы НБУ. Которых, для сравнения, всего $19 млрд. Если растратить больше половины резервов на выплату госдолга в ближайшие полтора года, то резервы приблизятся к минимальному уровню 2014–2015 годов. Тогда это закончилось обвалом гривни.
Теоретически можно занять эти миллиарды у частных кредиторов. Прошлой осенью, спустя несколько месяцев после успешного получения транша МВФ, нам удалось перекредитоваться под свыше 7% годовых в долларах. Для сравнения — ставка по кредитам МВФ около 3% годовых, а по макрофинансовой помощи ЕС, невозможной без выполнения условий Фонда, вообще близка нулю.
Очевидно: государство, неспособное выполнить два условия МВФ, переплатит куда больше. И вероятность того, что такому государству накануне выборов в принципе дадут нужную сумму, невысока.
Поэтому украинским политикам придется либо выполнять обязательства перед МВФ, либо ставить страну на грань финансового кризиса. И хоть условий всего два, одно из них несет огромный риск для элиты. Это условие — создание независимого антикоррупционного суда на основе рекомендаций Венецианской комиссии. Без такого суда невозможно убрать основные преграды для инвестиций в Украину. Не убрав риски потери собственности для инвесторов, мы нескоро вернемся даже к уровню благосостояния застойного 2013 года, и отток рук и мозгов на Запад еще больше ускорится.
Но независимый антикоррупционный суд намного опаснее для власти, чем второе обязательство перед Фондом, выравнивание цены на газ для населения и промышленности. Ожидаемый рост цены на 30% сопоставим с ростом средней зарплаты за прошлый год и, хоть и неприятен, но может быть объяснен гражданам — вряд ли они хотят, чтобы олигархи и дальше продолжали наживаться на разнице цен.
Поэтому ближайшие недели станут важнейшими для страны. К принятому в первом чтении законопроекту президента об антикоррупционном суде подано 1700 правок. Профильный комитет к ним еще не приступал, а править законопроект нужно, президент сознательно подал проект, не отвечающий обязательствам перед МВФ. Чтобы до летних каникул получить положительное решение Фонда, закон должен быть принят не позже июня.