Почему — в своей колонке на НВ обосновал директор департамента корпоративных финансов BDO Украина Андрей Боренков. «Минфин» публикует сокращенный вариант статьи. 

Несмотря на то, что внешний фон неплохой (цены на ресурсы растут, а платежный баланс и в 2016, и в 2017 году был позитивный), одной из важных причин роста курса национальной валюты остается работа НБУ по ограничению инфляции.

В начале 2018 год прогноз НБУ по инфляции за год составил 8.9%, однако уже за январь-февраль потребительские цены (к аналогичному периоду) выросли на 14.1%. Ключевая причина — высокий рост цен производителей в прошлом году (26.4%), который во многом связан с печально известным Роттердам+ и другими инициативами правительства. Цены производителей понемногу переносятся на потребителей, что и разгоняет потребительскую инфляцию.

Теперь НБУ снова перешел к увеличению учетной ставки: учетная ставка НБУ в несколько этапов выросла с 12.5% в конце октября 2017 года до 17% в начале марта 2018 года. Сама по себе учетная ставка не оказывает большого прямого влияния на экономику, однако за ней выросли и ставки по депозитным сертификатам НБУ (последние операции проходили под те же 17%), с помощью которых Национальный банк привлекает депозиты у коммерческих банков. Это позволяет НБУ временно связывать свободную гривну, но увеличивает стоимость кредитования для всех участников рынка. Гривны в системе становится меньше, а ее курс — растет (одновременно снижая рост цен на импортные товары).

Такими действиями действительно можно ограничить инфляцию, но от удорожания кредитования и отсутствия ресурса страдает рост экономики, а рост курса национальной валюты ухудшает платежный баланс, замыкая порочный круг.

Единственное, что может помочь украинской экономике выйти из этого круга — иностранные инвестиции, которые ускорят экономический рост и обеспечат стабильный приток валюты в страну. Иностранные инвестиции же придут в страну только в результате реформ, которые помогут существенно улучшить инвестиционный климат: суды, гарантия прав собственности, дерегуляция и другие важные элементы прозрачного рынка.

Так и получается, что не всегда рост курса национальной валюты — это хорошо. Кроме того, важные реформы, которые сами по себе далеки от курса валюты, могут оказывать на этот курс очень важное (хоть и косвенное) влияние, так как залогом сильной валюты может быть только сильная экономика, а не как не желание обеспечить «доллар по восемь» любой ценой.