Стоит ли сравнивать эти две истории, и как может развиваться в дальнейшем банковский бизнес Сергея Тигипко, разбирался «Минфин».

Агрессивная тактика Сергея Тигипко по скупке банков и отдельных активов  показывает неплохой результат. ТАС не покупает заведомо проблемные объекты, концентрируясь на розничном бизнесе – одном из немногих прибыльных направлений работы украинских банков.

Империя Тигипко в последнее время пополнилась не только банковскими активами, но и крупной недвижимостью, в том числе, в Киеве, а также металлургическими предприятиями.

Не по дням, а по часам

Банковские активы Сергея Тигипко синхронно вышли в плюс в 2017 году. Тройка ТАСкомбанк, Универсал и ВиЭс Банк принесла группе ТАС совокупную годовую прибыль в 374,167 млн грн.

Из всей группы банков Тигипко, примерно на таком же уровне прибыльности год назад находился только Универсал Банк – группа ТАС купила его как раз в конце 2016-го у греческого Eurobank. ВиЭс Банк (вошел в группу ТАС осенью 2017 года) за год смог увеличить прибыль почти вдвое, сам ТАСком – в 24 раза.

«Я бы не рассматривал банк, как отдельную операционную единицу, если это касается банков в составе финансово-промышленных групп. Их можно использовать и как инструмент (формирование ресурсной базы, контроль заемщиков), и в качестве актива для генерирования прибыли» – говорит директор Департамента рыночных исследований агентства IBI-Rating Виктор Шулик.

Кроме покупки работающих банков, Тигипко активно работал и с Фондом гарантирования вкладов. ТАСкомбанк первым после начала банкопада принял на баланс обанкротившееся финучреждение вместе с пассивами и активами одновременно. Банк Сергея Тигипко обязался выплатить вкладчикам прогоревшего Диамантбанка гарантированную сумму до 200 000 грн (суммарно — порядка 1,2 млрд грн). Взамен он получил часть активов, среди которых было немало недвижимости и корпоративные кредиты

Сделка между Фондом и группой ТАС по Диамантбанку в последний момент чуть не сорвалась из-за долгого обсуждения перечня активов, которые должны были перейти Тигипко. Но в итоге результатом остались довольны все. А несколько месяцев спустя ТАС купил у ФГВФЛ еще один объект – кредитный портфель банка Новый.

«Тигипко взял у нас очень много рабочих активов. Он не боялся перекредитовывать рабочие структуры, вставал, ехал к заемщику, разговаривал с собственником, выстраивал бизнес-план. В некоторых случаях даже шел на снижение процентной ставки, но в итоге получал нормальные кредиты» – рассказывает директор-распорядитель Фонда Константин Ворушилин.

По словам Ворушилина, первый серьезный интерес к «клиентам» ФГВФЛ Тигипко проявил еще в начале 2017 года, когда присматривался к портфелю кредитов физлиц Платинум Банка. Но тогда его не устроило качество предлагаемого актива.

«Покупка кредитных портфелей – это одно из возможных объяснений роста прибыли группы Тигипко, поскольку он приобретал их с большим дисконтом. Отсюда и хороший финрезультат: купили, скажем, за 8% от номинала, а на баланс после переоценки поставили в 20%», – считает глава аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий.

Группа Тигипко расширяется не только физически – его Универсал Банк стал эксклюзивным партнером команды экс-менеджеров ПриватБанка Fintech Band (Олег Гороховский, Дмитрий Дубилет, Михаил Рогальский), которые с мая прошлого года активно продвигают свое банковское приложение Monobank. На практике Monobank – это обособленный карточный продукт Универсал Банка. Самим брендом группа ТАС владеет совместно с Fintech Band. По словам Олега Гороховского, с ноября прошлого года, когда началось бета-тестирование проекта, Универсал Банк выпустил 100 000 карт с общим кредитным лимитом в 1,1 млрд грн.

Кому война

За счет чего столь агрессивная тактика принесла плоды уже через год после первой большой покупки? Ключевых причин две: свободный капитал у самого Тигипко и банкопад, который расчистил от основных конкурентов сегмент рынка, в котором привык работать ТАС.

«Покупка активов позволяет расширить клиентскую базу и улучшить рыночные позиции группы ТАС. Тот же ВиЭс Банк увеличил покрытие группы на Западной Украине, а покупка портфелей банков (Диамант, Новый) – это наиболее быстрый способ нарастить клиентскую базу (залоговые кредиты, в т.ч. крупных компаний, средства на счетах). При качественном управлении такими активами (для этого нужны инструменты, в т.ч. политические) это позволяет рассчитывать на хороший результат по абсолютно всем сделкам» – отмечает Виктор Шулик.

По его словам, благодаря кризису Тигипко сумел скупить банковские активы по выгодным ценам. Они, как правило, заметно ниже балансовой стоимости, будь то капитал – в случае покупки банка, или кредиты – в случае приобретения портфелей.

«ТАС покупает портфели и у работающих банков, и у Фонда гарантирования, разумеется, с разным дисконтом. Он делает это уж точно не для того, чтобы судиться. Есть ряд клиентов, которые хотели бы обслуживать свой долг, но платить ликвидированному банку не хотят. Таких клиентов выкупает ТАС. Он не покупает банкротов, ему это не нужно» – отмечает Александр Гром, управляющий партнер ФК Финактив, специализирующейся на скупке кредитных портфелей.

Фактически группа ТАС охотится на «бесхозных качественных клиентов» особенно в корпоративном сегменте. Как отмечает Виктор Шулик, у основных конкурентов Тигипко недостаточно ресурсов для того, чтобы столь же целенаправленно подбирать освобождающиеся в следствие кризиса активы.

Диамант и Новый – банки банкроты. ВиЭс Банк — принадлежал российскому Сбербанку, который сам ищет для себя покупателя. Универсал достался от греков – одних из немногих «европейцев», которые смогли сравнительно безболезненно выйти из украинского рынка в разгар кризиса.

«Потенциально Тигипко готов к новым поглощениям. Приоритет останется прежним – покупка активов по минимальной цене. Из очевидных вариантов с большим дисконтом – тот же Сбербанк, но вряд ли Тигипко смог бы быстро оформить сделку такого масштаба. Более мелкие покупки вполне реальны в течение полугода» – прогнозирует аналитик Альпари Максим Пархоменко.

По стопам Лагуна

Активность Тигипко не осталась незамеченной – рынок помнит похожую историю с Дельта Банком Николая Лагуна. В свое время тот за короткий срок за счет массированных M&A смог войти в топ крупнейших украинских банков.

Сейчас Дельта – крупнейший «клиент» и главная головная боль Фонда гарантирования. Наверное поэтому, по словам Константина Ворушилина, в ФГВФЛ особо пристально наблюдают за ростом группы ТАС и ее новыми активами – Универсал Банком и ВиЭс Банком.

«У нас тоже были опасения, когда Тигипко купил Универсал. Мы смотрим с опаской на эту сделку, следим, как банк будет развиваться дальше – до конца мы этого еще не понимаем. Универсал подал заявку на получение статуса банка-агента – внешние цифры пока благоприятны» – говорит Ворушилин.

Как отмечает Максим Пархоменко из Альпари, чтобы повторить судьбу Дельты группе ТАС пришлось бы изменить структуру активов и пассивов: конгломерат Лагуна активно работал с кредитами в валюте, концентрируясь при этом на гривневых депозитах с высокими доходностями.

Группа Тигипко пока выполняет только вторую часть «рецепта»: ТАСкомбанк и Универсал входят в число лидеров рынка по уровню депозитных ставок – по данным «Минфина», оба в среднем предлагают 15,25% по 12-месячным вкладам. Максимальные ставки выше у ТАСкома – 16% (это лучшее предложение на рынке), Универсал предлагает те же 15,25% годовых. В рейтинге устойчивости банков «Минфина» более высокую позицию занимает Универсал – 16 место из 31, ТАС – 21-й. 

Но различий с историей «Дельты» все же хватает. «Тигипко – бизнесмен, он более привязан к экономике. Схема Лагуна была более авантюрной. Лагун просто собрал проблемные портфели, выцарапывал оттуда какие-то изюминки, а все остальное бросал. Да, сначала он получал плюс, но в итоге создал большую проблему, для себя в том числе. Беда Лагуна не только в том, что он собирал плохие активы. Она, в том числе, в заемщиках банка, и в той политике, которую он выбрал. Он строил пирамиду» – отмечает Константин Ворушилин.

Но главное отличие между Тигипко и Лагуном, добавляет глава Фонда гарантирования, в другом – у владельца ТАСкомбанка есть деньги. «У Лагуна не было такой хорошей денежной подушки. Тигипко покупает активы за счет собственных денег. А это заметно снижает риски» – заключает Ворушилин.

Есть ли на украинском рынке другие игроки, способные устроить «большую скупку» банковских активов? По словам Александра Паращия, деньги у банкиров есть, но вкладывать их будут довольно сдержанно. Альтернативный вариант – иностранцы. «Сейчас все радуются, что нерезиденты покупают гривневые ОВГЗ. Почему бы им не начать массово вкладывать деньги в кредиты, тем более, что инфраструктура для этого есть? Многие считают, что наш рынок уже достиг дна и в дальнейшем ситуация улучшится, а значит, банковские активы подорожают» — отмечает Паращий. 

Ольга Терещенко