Предварительный протокол о возможности кредита подписали 13 июля в Киеве Государственный банк развития КНР и украинское министерство энергетики. Банк может предоставить Украине кредит на более 3,6 млрд долларов для замены потребления газа на уголь. Условием получения денег является использование китайских технологий, оборудования и специалистов.

«Угольный» кредит может быть взаимовыгодным для Киева и Пекина — считает эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук.

Если замена газа на уголь позволит сократить импорт газа на 6 млрд кубометров в год (а это — половина газа, потребляемого ныне украинской теплоэнергетикой), то при нынешних ценах на российский газ китайский кредит может окупиться за два года, считает эксперт.

Китаю выгодно экспортировать свои технологии и технику еще и при условии, что из-за экономического кризиса спрос на китайские товары в мире падает, а значит, сокращается и китайский ВВП.

Украина самостоятельно не «потянет» такой проект, как переоборудование ТЭЦ с газа на уголь, говорит эксперт. Ранее обозреватели оценивали стоимость подобной реконструкции в 10-15 млрд грн.Китайские деньги могут быть использованы для закупки только китайских технологий и техники, хотя украинские технологии также вполне конкурентоспособны.

Однако Украине такой кредит — как и сам переход ТЭЦ на уголь — может принести не только преимущества.

Китайские деньги могут быть использованы для закупки только китайских технологий и техники, хотя украинские технологии также вполне конкурентоспособны. Впрочем, было бы нереалистично ожидать, что китайцы будут давать миллиарды долларов на закупку украинских технологий, говорит Корольчук. По его мнению, китайские технологии, особенно касающиеся добычи и использования угля, вполне современны.

Однако китайские системы очистки воздуха после сжигания угля на тепловых станциях являются довольно ограниченными и далекими от европейских стандартов. А именно — загрязнение воздуха является одной из главных претензий к ТЭЦ, работающим на угле.

«Это очень спорный момент, поскольку именно в этом Китай еще даже не догнал европейские страны или США, которые являются лидерами в этих технологиях», — говорит Юрий Корольчук.

Ранее, комментируя идею министерства энергетики о переводе теплоэнергетики с газа на уголь, мэр Донецка Александр Лукьянченко заявлял, что «когда все котельные работали на угле, город был черным», и приравнял возвращение к отоплению углем к строительству трех дополнительных металлургических заводов в городе .

Кроме того, украинское правительство недавно объявило о планах приватизировать тепловую энергетику, и, если китайский кредит на переоборудование ТЭЦ все-таки будет привлечен, то непонятной остается роль инвесторов, которые будут претендовать на покупку этих предприятий.

К тому же, средний срок переоборудования одной ТЭЦ составляет около четырех лет, в течение которых ситуация на энергетическом рынке может измениться.

Не стоит обходить и вопрос ресурсной базы для переоборудованных под уголь теплостанций и оценивать не только запасы украинского угля, но и стоимость его добычи. А она растет тем выше, чем глубже становятся украинские шахты.

О том, что Украина может сократить потребление российского газа на 6 млрд кубометров только за счет перевода тепловых станций на использование отечественного угля вместо импортного газа, министр энергетики Юрий Бойко заявлял в начале 2012 года. Об этом же говорил и украинский премьер Николай Азаров. Он даже назвал уровень рентабельности такой замены, — если импортный газ стоит более 220 долларов за тысячу кубов, то выгоднее перейти на уголь.

Читайте также: