Все новшества потребуют по разным оценкам от 8 до 16 мл рд грн, данные поступления правительству надо обеспечить сверх плана в текущем году.
Осознавая, что финансы страны находятся в тяжелом состоянии, Виктор Янукович не стал давать чрезмерные соцобещания, сосредоточившись на локальном повышении помощи отдельным слоям населения. Однако даже эти новшества потребуют по разным оценкам от 8 до 16 мл рд грн, данные поступления правительству надо обеспечить сверх плана в текущем году.
Инициативы Президента разрабатывались, когда еще не были известны дополнительные риски, с которыми столкнется Украина в этом году. Во-первых, существенные надежды «архитекторы» социальных предложений возлагали на ускорение темпа восстановления экономики. Но в первом квартале, по предварительным оценкам, рост ВВП не превысит 3%, что даже ниже, чем закладывалось в бюджете-2012. Если внешняя конъюнктура существенно не улучшится (что весьма вероятно на фоне глобальных финансовых проблем) и рост экономики останется в диапазоне 3%, то Кабмину придется искать пути компенсации недополученных согласно плану доходов.
Читайте также:
Дефицит бюджета Украины в 2011 году не превысит 3,5%, — Янукович
Во-вторых, правительство так и не смогло договориться с Россией о снижении цены на газ, в результате чего казна недополучит налоги от «Нафтогаза» при параллельном увеличении расходов на поддержку компании, что дополнительно сузит финансовые ресурсы Кабмина.
Читайте также: Конец газовой войны: Украина забыла про суд и готова договариваться
В-третьих, уже окончательно известно, что возобновление сотр у дничества с МВФ до выборов не состоится. Деньги Фонда правительству нужны для того, чтобы рефинансировать долги за предыдущие периоды. Поскольку кредитов нет, погашать былые займы придется за счет доходов бюджета.
Читайте также: Хорошковский считает рискованным сотрудничество Украины с МВФ (видео)
Таким образом, правительство сейчас в достаточно сложном положении — деньги нужны срочно, а выводить экономику на привлекательный для инвестора уровень нет ни времени, ни способностей. В связи с этим Кабмин в оперативном режиме разработал ряд мер, которые должны обеспечить дополнительные финансовые ресурсы. Среди них — повышение плана сбора налогов для таможни, в результате чего предприниматели, занимающиеся импортом, фактически заморозили свою деятельность. Активизируется и кредитное направление. Причем правительство берет взаймы не только напрямую, но, в частности, и через «Нафтогаз». Логика такой политики заключается в следующем: если НАК сама о себе позаботится, то это освободит часть бюджетных ресурсов, предусмотренных для поддержки компании.
Читайте также: В день смеха импортеры заплачут
Суть схемы: правительство повышает цены на газ для населения, за счет чего «Укргаздобыча» выплачивает более высокие налоги, доходы от которых идут на повышение социальных стандартов тому же населению.
Между тем, перечисленные источники не смогут обеспечить в полной мере необходимое количество средств для финансирования социальных инициатив. В связи с этим правительство подготовило ряд законопроектов, усиливающих фискальное давление. Помимо налога на роскошь, за счет которого планируется получать 900 млн грн в год, Кабмин готовит к подаче в Верховную Раду закон о внесении изменений в Налоговый кодекс, которым предусматривается увеличение на 380% ставки рентной платы за добычу природного газа — до 949,93 грн за тысячу кубометров, а газа, залегающего на глубине более 5 км, — до 475,4 грн за тысячу кубометров. Стоит отметить, что, согласно официальным заявлениям, весь добываемый газ в Украине поставляется населению. А в Кабмине недавно заявляли, что не исключают повышения тарифов на «голубое топливо» для населения, на чем настаивает МВФ.
Читайте также: Налог на средний класс: кто будет платить за роскошные авто
Суть схемы: правительство повышает цены на газ для населения, за счет чего «Укргаздобыча» выплачивает более высокие налоги, доходы от которых идут на повышение социальных стандартов тому же населению. Не очень умно, но электорально эффективно. Еще одной новацией станет пересмотр ставок таможенных пошлин на импортные товары, которое импортеры переложат на население путем повышения розничных цен на свою продукцию.
Читайте также: Украина готова поднять цены на газ для населения ради кредита МВФ
Таким образом, в большей части население будет финансировать социальные инициативы Президента самостоятельно. В этом контексте возникает вопрос, зачем изобретать такие сложные схемы? Куда более прозрачным и справедливым было бы поднять подоходный налог на доходы богатых граждан и/или ввести повышенную ставку НДС, например, на дорогие иномарки, ювелирные изделия.
Читайте также: Покупатели дорогих машин могут уйти на чёрный рынок
Вызывает массу вопросов и легитимность фискальных новаций правительства. Не зависимо от того, насколько обоснованным является повышение налогов, Кабмин согласно Бюджетному и Налоговому кодексам не имеет права посреди года изменять ставки налогов. Это — прямое нарушение норм действующего законодательства. Безусловно, выборы обязывают власть искать дополнительные финансовые ресурсы, но перечисленные решения будут означать, что декларация о стабильности, которую любят озвучивать при каждом удобном случае украинские политики от правящей команды (по крайней мере, в экономической сфере), не более чем предвыборный лозунг.