В распоряжении «ДЕЛА» оказались свежие данные финотчетности первой десятки украинскихбанков по размеру активов. Согласно им, крупнейшие финучреждения страны в прошлом месяцеактивно инвестировали средства в гособлигации. Так, совокупный чистый прирост портфелейОВГЗ пяти из топ-10 банков составил 3,6 млрд. грн. (без учета Укрэксимбанка).
Если учесть, что через выпуск ОВГЗ Министерство финансов привлекло в марте в госбюджет8,6 млрд. грн., банки можно назвать основными финансовыми донорами бюджетногодефицита.
Крупнейшими покупателями ОВГЗ в прошлом месяце выступили Райффайзен Банк Аваль,портфель госбумаг которого вырос на 1,4 млрд. грн., УкрСиббанк (1,1 млрд. грн.),Укрсоцбанк (0,5 млрд. грн.) и ОТП Банк (0,4 млрд. грн.).
Больше всех по этому показателю преуспел Укрэксимбанк (на 2,1 млрд. грн.). Но ростпортфеля госбумаг этого финучреждения, скорее всего, связан с увеличением его уставногокапитала в форме ОВГЗ на 4,6 млрд. грн., которое состоялось в прошлом месяце, после чегочасть ОВГЗ была монетизирована.
Реальные объемы вложений банков в ОВГЗ в марте могли быть и больше (без учета«Укрэксима»). Дело в том, что у финучреждений в портфелях есть «старые» бумаги, покоторым периодически происходит погашение, и если банку погасили часть облигаций, он могприобрести за полученные средства ОВГЗ новых выпусков. «Поэтому на приросте это моглополностью не отразиться из-за уменьшения портфеля в связи с погашением части бумаг», —объясняет директор казначейства Райффайзен Банка Аваль Владимир Кравченко.
Банкиры свою возросшую любовь к ОВГЗ объясняют просто: на рынке сейчас существуетизбыточная ликвидность, а наиболее привлекательный инструмент для размещения этих средств— гособлигации. «Избыточную ликвидность испытывают многие банки, а кредитование еще несовсем возобновилось, в итоге госбумаги оказались хорошим инструментом дляинвестирования», — объясняет Владимир Кравченко. С ним солидарен председатель правленияОТП Банка Дмитрий Зинков. «Пока не будут развернуты все программы кредитования, вложениев ОВГЗ будет любимым инструментом банков», — говорит он.
Повышенный спрос на ОВГЗ, который был продиктован снижением политических рисков иизбытком свободных денег, спровоцировал снижение доходности гособлигаций. Так, если вянваре-феврале средневзвешенная доходность ОВГЗ составляла 22-23%, то уже в марте этотпоказатель снизился до 13,5%. «Банкиры понимали, что ставки будут снижаться, так каксправедливый уровень ниже. Поэтому покупали и покупали ОВГЗ в марте», — говорит аналитикинвесткомпании Astrum Investment Management Сергей Фурса.
1,6 млрд. грн. вложили нерезиденты
Кроме украинских банков, повышенную заинтересованность в ОВГЗ проявляли иностранныеинвесторы. Правда, они были не основными покупателями бумаг. «По данным НБУ, в чистомвиде прирост вложений нерезидентов в марте составил 1,6 млрд. грн., а всего в марте былоразмещено 8,6 млрд. грн.», — отмечает начальник аналитического управления компании«Инвестиционный капитал» Александр Вальчишен. По словам начальника отдела анализафинансовых рынков ИНГ Банка Украина Александра Печерицына, Нацбанк при предоставленииданной информации учитывает конечных владельцев ОВГЗ. «Поэтому, скорее всего, это (1,6млрд. грн. — «ДЕЛО») реальные цифры», — считает он.
Сергей Фурса сообщил «ДЕЛУ», что основными банками, которые занимались приобретениемгособлигаций в пользу нерезидентов, были ИНГ Банк Украина, Райффайзен Банк Аваль и ЭрстеБанк.
Вместе с тем отдельные финучреждения формировали исключительно собственные портфели.«Мы все для себя покупали (за март портфель ОВГЗ банка вырос на 0,43 млрд. грн. —«ДЕЛО»), это чисто наш портфель. И в апреле мы продолжаем инвестировать, сейчас этодостаточно хорошее вложение», — утверждает Дмитрий Зинков.
Доходность расти не будет
Банкиры ожидают стабилизации доходности по госбумагам и не надеются на увеличениеставок. «Так как Минфин сейчас готовит частное и публичное размещение еврооблигаций, то вближайшей перспективе у них не будет необходимости брать очень дорогие деньги. ПоэтомуМинфин вряд ли будет дальше повышать доходность ОВГЗ», — считает Кравченко. Однако это неотпугнет ни банкиров, ни нерезидентов. «Иностранцы продолжат заходить на внутреннийрынок, так как в номинальном выражении процентные ставки достаточно интересные. Длябанков также доходность привлекательная, плюс они могут под них получить рефинансированиеНБУ или перепродать на вторичном рынке», — говорит Вальчишен.