Безусловно, кульминацией политической жизни на этой неделе стала встреча президентов двух крупнейших, самых мощных, самых вооруженных и самых амбициозных стран на планете — США и Китая — у которых, к большому сожалению, очень разное видение того, каким должен быть мир в будущем. Что, собственно, и привело к противостоянию двух государств, положив конец процессу глобализации, который за последние несколько десятилетий сделал планету Земля гораздо более богатым и приятным местом для жизни.
В целом, пишут, что встреча двух лидеров прошла успешно. Президент Байден назвал свою дискуссию с Президентом Си «откровенной и конструктивной», и заверил китайского коллегу, что «Соединенные Штаты не стремятся к конфликту».
«Стабильные отношения между двумя крупнейшими экономиками мира полезны не только двум экономикам, но и миру», — сказал Байден в четверг на сессии саммита Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества в Сан-Франциско, пытаясь успокоить мир. Очень надеемся, что лидерам стран действительно удалось/удается/удастся найти общий язык, ведь от этого, без всяких преувеличений, зависит судьба мира.
Обидно, конечно, что на итоговой конференции Байден снова назвал Си «диктатором», но оставим это на совести журналиста, который задал очень провокационный вопрос в расчете на мелкую кратковременную журналистскую сенсацию.
Китайский ужин миллиардеров
Интересно и важно, что встреча двух лидеров на западном побережье США превратилась в настоящее «гала-мероприятие» с участием руководителей крупнейших глобальных компаний, как пишет The Wall Street Journal: «после того, как главы государств двух крупнейших экономик мира закончили разговор, Си Цзиньпин принял участие в мероприятии, на котором присутствовали Тим Кук из Apple, Илон Маск из Tesla и множество других VIP-персон.
Хотя Маск не смог остаться на ужин, легко представить, что обсуждалось за коктейлями". Оно и не удивительно, ведь очень легко смоделировать, чего будут стоить те же Apple или Tesla без китайского рынка — речь идет о сотнях миллиардов долларов. Как пишет WSJ, «Маску и Куку нужен доступ к потребительскому рынку Китая. Они обеспокоены падением спроса, а также потенциально недобросовестной конкуренцией со стороны внутренних конкурентов».
Да и для сотен других компаний Китай является очень важным звеном их производственных цепей, так что все заинтересованы в сотрудничестве, особенно, если учесть, что сотрудничество между странами — это не «игра с нулевой суммой». Выиграть могут не только обе стороны, но и все человечество. Ну, а нам остается верить, что здравый смысл победит.
Читайте также: Новый финансовый кризис: с чего может начаться и как скажется на Украине
Что происходило на экономическом фронте
Главным событием недели стало объявление данных об инфляции, которое вызвало бурю положительных эмоций среди инвесторов, ведь статистика за октябрь демонстрирует, что инфляция снижается, а значит, уверенность инвесторов, что с повышениями ставки покончено, крепнет.
За месяц вероятность роста ставки на декабрьском заседании снизилась с 38,5% до 0,2%, и неудивительно, что все индексы выросли, причем на этот раз не только за счет «Великолепной семерки». Цены росли на все, Russell 2000, который отражает динамику цен на акции маленьких компаний, во вторник взлетел на 5,44%, чего, кажется, никогда раньше не случалось. А если в вашем портфеле в эти дни что-то продолжало краснеть, то это был отличный повод задуматься о ликвидации позиции.
Рынок облигаций тоже пытался наверстать утраченное. Доходность десятилетних облигаций упала на 25 базисных пунктов — примерно до 4,45%. Инвесторы начали верить, что Пауэллу удалась «мягкая посадка», и, естественно, что это стало отличным поводом для празднования.
Что будет дальше
Вот только, стоит ли полностью успокоиться, поверив, что все проблемы уже позади? Сейчас все выглядит так, что инфляция преодолена, безработица на минимуме, экономика продолжает расти, и при таком сценарии трудно сомневаться в том, что и финансовые рынки продолжат движение вверх, преодолевая все новые исторические вершины.
Конечно, хочется, чтобы надежды стали реальностью, но что-то подсказывает, что стремительное повышение ставки в 2022−23 годах и геополитическая нестабильность, разрушающая производственные цепи компаний, заставляя их жертвовать эффективностью ради безопасности, не дадут нам весело и беззаботно пережить следующий год.
Но это будет потом, а сейчас есть возможность порадоваться, хотя бы до Рождества…