Интерес к криптовалютам объясняется не только их способностью расти в цене. Пандемия коронавируса негативно повлияла на макроэкономическую ситуацию во всем мире. Вирус covid-19 стал катализатором масштабных изменений в жизни каждого человека и навсегда изменил ее уклад. Международный валютный фонд (МВФ) прогнозирует дальнейший спад уровня жизни во всем мире, а также рост уровня социального неравенства.
В этой ситуации правительства многих стран продолжают вводить меры, которые влияют на передвижение людей, падает спрос на нефтепродукты и сырье. Соединенные Штаты и страны Европы идут на затратные меры для стимулирования экономики. В инвестиционных кругах нарастают опасения, что попытки накачивания экономик ЕС и США деньгами приведут к ослаблению традиционных активов. На этом фоне и происходит значительный рост инвестиций в криптовалюты.
Но как быть держателям криптовалютных активов? Можно ли получать доход от крипты не только за счет роста ее стоимости? Как заработать, избежав многочисленных рисков спекулятивной торговли? Все понимают принцип – покупай дешево, продавай дорого. Но чтобы активно зарабатывать на торговле, необходимо действительно в этом хорошо разбираться и уделять этому занятию много времени. И даже в этом случае нет гарантии, что вы не допустите ошибку при выборе момента для покупки или продажи крипты и не понесете убытков. Одним из решений стало развитие нового вида инвестирования криптовалют, получившего название «доходное фермерство». О сути зарождающейся инвестиционной сферы деятельности, о том, кто такие «фермеры» и как они зарабатывают в быстро меняющемся мире криптофинансов, «Минфин» поинтересовался у Директора Binance в Украине, России и СНГ Глеб Костарева.
Читайте также: Как продать биткоин: инструкция для тех, кто впервые вложился в крипту
Можно «майнить», а можно и «выращивать»
Доходное фермерство — это способ заработать криптовалюту с помощью уже имеющейся. Классический случай, когда деньги делают деньги. Если очень упрощенно, то суть в том, что владелец криптовалюты отдает свои активы в долг другим пользователям на специализированных платформах. На первый взгляд, это не сложнее классической ссуды под проценты. Но все, как обычно, упирается в детали, которых тут довольно много. Разберемся во всем по порядку.
DeFi – «Дикий Запад» новой финансовой системы
DeFi, или децентрализованные финансы – это одно из наиболее инновационных направлений в блокчейн-индустрии. DeFi-приложения уникальны тем, что в них заложены минимальные требования к пользователям. Это означает, что кто угодно или что угодно может с ними взаимодействовать. Для этого нужны только доступ в сеть и поддерживаемый криптокошелек.
«Именно свойства DeFi сделали возможной концепцию «доходного фермерства», согласно которой любой может получать пассивный доход, используя децентрализованную экосистему «денежных лего», построенную на Ethereum», — говорит Директор Binance в Украине, России и СНГ.
Чтобы понять, как работает эта модель, стоит для начала определиться с ее главными составляющими.
-
В «доходном фермерстве» владельцы криптовалюты являются провайдерами ликвидности или LP. Они вносят свою криптовалюту в пулы ликвидности – те самые «денежные лего», о которых мы упомянули выше.
-
Пул ликвидности – это, по сути, смарт-контракт — компьютерный алгоритм, основанный на технологии блокчейна и предназначенный для формирования, контроля и предоставления информации о владении чем-либо (в нашем случае — криптовалютой). В пуле ликвидности средства привязаны к смарт-контракту.
-
В обмен на предоставление ликвидности для пула владельцы криптовалюты – «фермеры» – получают вознаграждение в виде комиссии.
-
Комиссию генерирует DeFi-платформа – автоматизированный маркетмейкер (AMM) или какой-либо другой источник.
Как все происходит
«Доходное фермерство» тесно связано с применением автоматизированных маркетмейкеров (AMM), которые объединяют провайдеров ликвидности и пулы ликвидности.
Устроено все следующим образом:
-
Провайдеры ликвидности помещают средства в пул ликвидности.
-
Пул обеспечивает активами рынок, на котором пользователи могут занимать или обменивать токены.
-
За использование DeFi-платформ взимается комиссия, которая выплачивается провайдерам ликвидности в соответствии с их долей в пуле ликвидности.
Такова сущность работы AMM. Конечно, реализации этой схемы могут сильно отличатся у различных AMM.
Читайте также: Биткойн для «чайников»: как за вечер освоить криптовалюту
Сколько приносит цифровое «фермерство»
Для оценки доходности «фермерских» операций с криптовалютой часто используются такие метрики, как годовая процентная ставка (APR) и годовая процентная доходность (APY). Разница между ними в том, что при расчете APR не учитывается прямое реинвестирование прибыли для получения большего дохода, а в APY — учитывается.
«Хотя предполагаемая доходность «фермерства» и рассчитывается в годовом исчислении, инвестор может оценивать лишь примерный показатель прибыли, которую можете получить за год., — поясняет Глеб Костарев, — Это лишь приблизительные оценки и прогнозы. Даже в краткосрочной перспективе размер награды довольно сложно точно оценить». Так происходит потому, что речь идет о высококонкурентном и быстроразвивающемся рынке, вознаграждения на котором очень часто колеблются.
Годовая процентная доходность (APY) в топ-5 DeFi-протоколах варьируется от 15% до 166% годовых.
«Фермерам» нужно использовать достаточно сложные стратегии, чтобы максимизировать прибыль. Они постоянно перемещают криптовалюту между различными платформами для кредитования. Наиболее прибыльные стратегии профессиональные кредиторы держат в секрете, так как чем больше людей знает о стратегии, тем менее эффективно она будет работать. По сути, «доходное фермерство» — это Дикий Запад децентрализованных финансов (DeFi), где «фермеры» соревнуются за лучший урожай», — говорит Костарев.
Новый рынок – новая статистика
С развитием платформ децентрализованных финансов возникает необходимость оценивать новые рынки. В этой ситуации инвесторам не всегда легко понять, на какие показатели стоит обратить внимание. В данном случае инвесторам стоит изучить такой показатель как общее значение заблокированных активов или Total Value Locked (TVL). Совокупная стоимость активов, заблокированных в DeFi-сервисах на прошлой неделе, впервые превысила рекордные $15 млрд.
Этот показатель позволяет наилучшим образом измерить общее состояние индустрии доходного фермерства в DeFi, так как он измеряет, какое количество криптовалюты заблокировано в DeFi-лендинге и других типах маркетплейсов. В некотором смысле TVL — это совокупная ликвидность пулов ликвидности. «Это полезный индекс для оценки состояния DeFi и рынка доходного фермерства в целом. Он также является эффективным показателем для сравнения «долей рынка» различных DeFi-протоколов», — отмечает Глеб Костарев.
Технические риски
Одним из очевидных рисков в сфере «доходного фермерства» являются сами смарт-контракты. Из-за природы DeFi многие протоколы создаются и разрабатываются небольшими командами с ограниченным бюджетом. Это увеличивает риск «багов» в смарт-контракте.
Даже в более крупных протоколах, в которых аудит смарт-контрактов проводят авторитетные компании, постоянно обнаруживаются уязвимости и баги. Из-за невозможности внесения изменений в блокчейн такие ошибки могут привести к потере средств пользователей. Это обязательно нужно учитывать при блокировке средств на смарт-контракте.
Продолжение следует
Получение комиссии от размещения активов – не единственный аргумент использовать новые возможности DeFi. Еще одним стимулом для добавления средств в пул ликвидности может быть распространение новых токенов. Это может быть выгодно, например, когда на открытом рынке отсутствует возможность покупки токенов и они доступны лишь в небольших количествах. При этом токены можно получить, предоставляя ликвидность определенному пулу. «Правила распределения токенов будут зависеть от уникальной реализации протокола. Суть в том, что провайдеры ликвидности получают доход в зависимости от объема ликвидности, которую предоставляют пулу. Обычно вносят различные стейблкоины, привязанные к доллару США, хотя это не является обязательным требованием», — рассказывает Глеб Костарев.
Сложно даже представить, какие изменения может в себе нести децентрализованная финансовая революция. «Невозможно спрогнозировать, какие еще приложения могут появиться в будущем на основе уже существующих компонентов. Тем не менее, протоколы ликвидности и другие DeFi-продукты, безусловно, останутся в авангарде криптоэкономики.
Несомненно, денежные рынки DeFi помогут создать более открытую и доступную финансовую систему и сохранить свою популярность в 2021 году», — уверен Глеб Костарев.