Инвестиционный бизнес — обвал объемов и огромная беспрецедентная распродажа с минимальным числом желающих купить.
Русские активы в газо- и нефтеотрасли, а также в банковском секторе и сырьевой добыче всегда привлекали иностранцев своими масштабами и доходностью. Но сейчас все изменилось.
Серьезным «звоночком» о надвигающихся глобальных проблемах на российском инвестиционном направлении стало намерение крупнейшего в мире Норвежского суверенного фонда благосостояния (активы около $1,3 трлн) избавиться от своих российских активов.
За средства этого фонда всегда боролись все крупные компании мира и даже целые страны. Его российские активы, состоящие из акций примерно 47 компаний, а также государственных облигаций, на конец 2021 года оценивались приблизительно в $2,83 миллиарда долларов.
По данным Refinitiv Eikon, среди всех российских акций, принадлежащих Норвежскому фонду, самая большая доля в отдельной компании на конец 2020 года приходилась на Сбербанк России. Это делало Фонд четвертым по величине акционером крупнейшего российского кредитора.
И тут даже главным является не сумма выхода норвежцев из российского бизнеса, а сигнал рынку о том, что с этой страной нельзя иметь дело. В сочетании с фактически торпедированием Германией «Северного потока-2» (проект оценивался минимум в $11 млрд) и обвалом котировок всех российских бумаг, для РФ это станет глобальной проблемой уже сейчас.
Это подтверждает тот факт, что Центробанк России приказал профучастникам фондового рынка с утра понедельника приостановить исполнение всех распоряжений иностранных юридических и физических лиц о продаже российских ценных бумаг.
После таких потрясений фондовый рынок России будет приходить в себя 2−3 года минимум. На это время основными покупателями русского долга останутся сами же российские компании. Но им самим сейчас придется столкнутся с колоссальной проблемой ликвидности, что вряд ли позволит им наращивать капитализацию тех или иных отраслей экономики. И это при том, что сами сырьевые рынки и цены на энергоносители при таких вводных обычно быстро растут.
Это приведет к замене европейских и американских инвесторов в российских публичных компаниях на китайских. Китай не столь активно и отнюдь не всецело поддержал антивоенную компанию мирового сообщества.
Однако возможности китайских инвесторов, с учетом собственных проблем их экономики, сейчас несколько ограничены. Поэтому покупать они будут все только очень дешево и это не приведет к реальному росту капитализации рынка РФ. Более того, сильно ее снизит.
Рубль и денежно-кредитная политика РФ
Российская валюта ожидаемо упала сегодня утром. И дело не только в отключении части банков РФ от SWIFT. В понедельник во второй половине дня доллар котировался на уровне порядка 102 рублей и 114 рублей за евро. По прогнозам аналитиков, российская валюта может просесть еще — в пределах до 150 рублей за доллар минимум, и до 168−170 рублей — за евро. А решение США и ЕС заморозить ЗВР России в долларах и евро резко сузит возможности Центробанка России по реагированию на ситуацию.
На фоне стремительного падения ликвидности и объемов предложения валюты Центробанк России был уже вынужден поднять обязательную продажу валютной выручки экспортерами до 80%. Вполне вероятно, что вскоре ему придется поднять этот норматив до 100% от суммы валютной выручки.
Регулятор также повысил учетную ставку с 9,5% до 20% годовых, чтобы хоть как-то сократить отток средств из рублевых активов и попытаться повысить привлекательность сбережений.
Паника на наличном валютном рынке РФ в сочетании с ростом курса доллара и евро и массовым снятием наличности населением в конечном итоге приведут к росту инфляции. Стоимость кредитов для бизнеса и населения сильно вырастет, что ударит по потребительскому рынку и платежеспособности граждан РФ уже в ближайшее время.
Непомерные военные расходы, сокращение доступа к новым технологиям, падение ВВП России, радикализация настроений населения на фоне все большего отделения власти от бизнеса и граждан.
В настоящее время, по подсчетам военных экспертов, вторжение в Украину обходится России в пределах до $20 млрд в день. Учитывая весь комплекс санкций, экономика России во втором квартале может упасть на 20%, а за первый год их действия — на 3,5%, — прогнозирует JPMorgan. Напомним, что инфляция в РФ еще до войны ожидалась на уровне 10%, а вторжение в Украину может только спровоцировать ее сильный всплеск.
Стремительный рост цен приведет к безработице и снижению уровня жизни населения, которое в России и так было на достаточно низком уровне. Высокая безработица еще больше радикализует общество и может спровоцировать не только социальные взрывы, но и усиление репрессивного аппарата. Он будет черпать себе кадры среди тех, кто оказался без средств к существованию. Этот же контингент граждан станет формировать очередную порцию «пушечного мяса» для продолжения войны.
На этом фоне еще больше вырастет социальное неравенство между всеми слоями российского общества, что сделает его фактически взрывоопасным. В какую сторону повернет Россия в этой ситуации — должны решать сами россияне, а не только сам Владимир Путин и кучка приближенных к нему лиц.