Виталий, эскалация конфликта с Россией, судя по экономической новостной ленте, сказывается на глобальной экономике. Но, конечно же, больше всего — на европейской. Какие сектора европейской экономики наиболее чувствительны к нашей ситуации и почему?
В первую очередь, нефтегазовый сектор — может снизиться мировая торговля природным газом с РФ. А возросшие цены на газ приведут к проблемам в других секторах. Вырастут цены на электроэнергию, ведь газ используется в качестве топлива на многих европейских электростанциях.
Дорогое электричество может снизить рентабельность или даже спровоцировать приостановку производства европейской стали, нефтепродуктов, цемента, удобрений и других энергоинтенсивных продуктов. Соответственно, дальше, по цепочке, могут пострадать транспортный сектор, строительство и сельское хозяйство. Также могут вырасти цены на нефть — один из основных драйверов инфляции.
Пока европейский центробанк не спешит идти по пути ФРС. Во всяком случае, чиновники регулятора считают, что инфляция в еврозоне успокоится и без существенного ужесточения денежно-кредитной политики центробанка…
Чтобы сдержать инфляцию, ЕЦБ придется агрессивнее повышать ставку. Высокая учетная ставка, в свою очередь, может закончиться не только падением цен на акции всех секторов экономики, но и экономическим спадом. Худший сценарий, который можем получить, — это стагфляция.
Падение экономики вместе с падением заработков, умноженное на галопирующий рост цен, ничего приятного не принесет. Никому. Но еще раз повторю, это худший сценарий. Его реализация, как минимум исходя из сегодняшней ситуации, кажется мне маловероятной.
Сейчас ЕЦБ постепенно сокращает программу выкупа активов. Могут ли европейские финансовые власти в случае необходимости рассмотреть вопрос выкупа пострадавших активов?
Я думаю, что о покупке пострадавших активов говорить рано и, надеюсь, не придется говорить вообще. Такие действия будут актуальны только в случае полномасштабной войны и последующих санкций.
Тогда покупка активов может оказаться единственным выходом. Санкции могут привести к панике в определенных секторах экономики. Чтобы избежать неконтролируемого падения цен на облигации, кому-то нужно будет эти облигации покупать.
Также будет необходимо каким-то образом вливать дополнительные деньги на рынок для стимулирования экономики, чтобы успокоить инвесторов. Выкуп облигаций — как раз тот шаг, который справится с обеими задачами.
Сегодня же падение цен на акции обусловлено тем, что инвесторы начали включать в цену вероятность полномасштабных военных действий. Когда эта вероятность будет приближаться к нулю, цены восстановятся.
Тем не менее некоторые эксперты видят в сегодняшней ситуации «окно возможностей» для инвестора. Например, стратеги Oxford Economics говорят о «возможности покупки» пострадавших региональных и глобальных активов. Акции каких европейских и глобальных компаний из пострадавших можно рассматривать для покупки сейчас?
Сложно что-то конкретное выделить сейчас. ФРС сворачивает монетарное стимулирование и собирается повышать учетную ставку. В такой среде рынкам будет не так просто расти.
В первую очередь, нужно обратить внимание на акции дешевых компаний, которые могут легко переложить возрастающую себестоимость своей продукции на конечного потребителя. Возможно, сейчас пришло время подумать, как правильно захеджировать уже существующие активы и позиции.
А если говорить о спекулятивном заработке на акциях компаний, которые просели на фоне геополитических событий?
Если инвестор хочет заработать на смягчении геополитического напряжения или, наоборот, застраховаться от обострения геополитической ситуации, нужно, в первую очередь, обратить внимание на активы, непосредственно привязанные к Украине или России.
Активы в этих странах, например, облигации, валюта или акции (больше касается российских акций) — самые чувствительные к таким изменениям. Акции европейских компаний практически не реагируют на такого рода новости.
Это не тот инструмент, который можно оптимально использовать в таких случаях. Европейский рынок огромный, и Украина с Россией не занимают в нем существенной части. Если не считать поставок газа и нефти.
После 2014 года Европа сильно сократила торговлю с Россией. А с Украиной торговля хоть и выросла, но остается на сравнительно низком уровне. Поэтому акции европейских компаний не сильно чувствительны к риску вторжения на данном этапе.
Что происходит с акциями украинских компаний, торгующихся на международных площадках в свете нынешних политических событий? Стоит ли сейчас присмотреться к акциям украинских компаний и каких?
Акции украинских компаний на международных площадках не так сильно и упали. Например, цена на акции Кернел с начала созданного РФ кризиса снизилась на 15%. Но трудно сказать, сколько из них можно отнести к локальному кризису, а сколько — к посленовогодней коррекции цен на глобальных рынках акций.
Несмотря на достаточно сдержанное падение цены, Кернел выглядит очень привлекательно на всех метриках. При растущих ценах на сельскохозяйственную продукцию, Кернел сможет продолжить показывать высокую рентабельность и рост продаж.
На какие компании еще можно обратить внимание?
Также стоит обратить внимание на акции Феррекспо. Цены на акции падали, начиная с лета из-за падения цен на основную продукцию компании — железную руду. Но цены на руду теперь стабилизировались и начали расти, а акции компании по-прежнему стоят дешево.
При высокой инфляции, при росте цен на товарных рынках такую акцию нужно иметь в портфеле. Из-за риска усиления российской агрессии цена на акцию и не сильно упала, но в то же время и не смогла вырасти, как она должна была бы сделать из-за недавнего подорожания руды.
Отражается ли обострение конфликта на акциях, торгующихся на украинских биржах?
На украинских биржах нет настолько активной торговли акциями, чтобы можно было сделать достоверные выводы о динамике цен на них. Например, на УБ за 2021 год 86% всех торгов пришлось на ОВГЗ.
Вот ОВГЗ достаточно сильно отреагировали на риск вторжения. Цена на бумагу с погашением в феврале 2025 года упала с 108 грн до 100,5 гривен. А доходность, в свою очередь выросла с 13,2% до 16,2% в гривне. Это достаточно сильное движение для такой бумаги. Многие нерезиденты, как и локальные игроки, решили, что они будут спокойнее спать, если снизят свой риск в украинских активах.
Стоит ли сейчас обратить внимание на украинские евробонды и почему?
Первичный рынок в евробондах фактически сейчас закрыт. Минфин не будет привлекать доллар дороже чем 8%. Сейчас же доходность на вторичном рынке выше 10% на пятилетних бумагах.
Поэтому пока Минфин не сможет продать свои бумаги по 7%+ годовых. Придется надеяться на помощь и сотрудничество с МФО, например, на новую программу с МВФ.
Какова ситуация на вторичном рынке?
Цены на вторичном рынке на евробонды просели драматически. Цена на суверенный евробонд с погашением в 2032 году упала со 104 долларов за бумагу в начале ноября до 78 долларов к середине января. Такую коррекцию не часто можно увидеть на рынке евробондов. Последний раз такое было в марте 2020-го в разгар коронакризиса.
Можно ли воспользоваться ситуацией для покупки?
Теперь, когда многие эксперты отмечают, что риск полномасштабной войны снижается, инвесторы начинают активно покупать евробонды. Цена на них действительно очень заманчивая. От 11,5% в долларе на коротких бумагах до 9,5% долларе на длинных — это выглядит привлекательно, особенно если сравнить с текущими ставками на долларовый депозит в банках.
При том, что кредитный риск банка может быть и повыше, чем кредитный риск Минфина, выпустившего евробонды. Локальные инвесторы спешат воспользоваться такой возможностью и максимально активно перекладывают сейчас свои долларовые активы в украинские суверенные евробонды.