Какие сейчас есть возможности для инвестирования в этот рынок, кроме всем известной компании Tesla и других производителей электромобилей, в колонке для investing рассказал эксперт Леонид Кофман. «Минфин» публикует сокращенную версию статьи.
Кто выиграет
Согласно исследованию Ernst & Young, автоконцерны делают ставку на электромобили, а капиталовложения в выпуск автомобилей с двигателями внутреннего сгорания сокращаются уже с 2018 года. По мнению Ernst & Young, в мировом автомобилестроении это будет доминирующий тренд ближайших лет.
И действительно, приставка «электро-», как в свое время «блокчейн», сегодня способна экстремально увеличить капитализацию даже компаний-пустышек. Хороший пример — акции Nikola Corp, у которой, по сути, кроме макетов грузовиков ничего нет, а капитализация при этом достигала $29 млрд. В этой связи инвестору, верящему в перспективы рынка электромобилей, нужно быть настороже. Инвестиции в идеи, лежащие на поверхности, вроде Tesla и Nio, могут не принести желаемого результата — тут все уже перегрето. Я предлагаю заглянуть под капот рынка электромобилей и найти там свежие идеи.
Ключевое отличие электромобиля от авто с ДВС — наличие электрической силовой установки. Собственно, вокруг замены бензиновых агрегатов на электрические и будет расти рынок.
Кто будет бенефициаром этого?
- Электрогенерирующие компании.
- Компании, производящие аккумуляторы.
- Компании, утилизирующие аккумуляторы.
Электрогенерирующие компании
Человечеству и без электромобилей с каждым годом требуется все больше электроэнергии:
С переходом на электричество автомобилей энергии потребуется значительно больше. Рискну предположить, что если переход на электромобили окажется стремительнее, чем думается сейчас, это может даже вызвать кризис в энергетике. Дело в том, что современная инфраструктура просто не рассчитана на огромные токи, необходимые для станций быстрой зарядки. Представьте, раньше вы приходили домой, включали свет, чайник, иногда духовку. А скоро каждое домохозяйство воткнет в розетку еще условную Теслу на 3,5кВт/ч. А некоторые и две.
Кто же будет поставлять энергию для всего этого праздника жизни? Вот список крупнейших электрогенерирующих компаний США:
- American Electric Power Company
- Duke Energy Corporation
- Entergy Corporation
- FirstEnergy Corporation
- Exelon Corporation
- Southern Company
Если не хотите разбираться в каждой из компаний, есть масса ETF сектора Utilities, например: Vanguard Utilities Index Fund ETF Shares (77% электроэнергетики), Utilities Select Sector SPDR® Fund (82% электроэнергетики).
Читайте также: Что такое ETF и как на них зарабатывать
Компании, производящие аккумуляторы
Электроэнергия у нас есть, перейдем ко второму этапу – хранение. Основной тип аккумуляторов, которые сейчас используются в электромобилях, — литий-ионные.
По данным исследовательской компании IHS Markit, спрос на литий для электромобилей может вырасти на 1800% к 2030 году и составит около 85% от общего мирового спроса на этот металл. Спрос на кобальт, еще один важный элемент в аккумуляторах, может вырасти за тот же период на 1400%.
Крупнейшие компании, добывающие литий: Albemarle Corp, Jiangxi Ganfeng Lithium Co Ltd, Sociedad Quimica y Minera. Крупнейшие компании, добывающие кобальт: China Molybdenum, Норникель, Glencore.
По мнению Reuters, среди производителей литий-ионных аккумуляторов доминируют компании Contemporary Amperex Technology, Panasonic Corp, BYD Co Ltd.
Говоря про аккумуляторы, нельзя не сказать о т.н. твердотельных аккумуляторах. Это новое поколение аккумуляторов, которое обещает более высокую плотность энергии (т.е. при той же массе большую емкость) при меньшем времени на зарядку. Существенных успехов в этой области достигла компания Samsung Electronics. Пока созданы только прототипы подобных аккумуляторов. По некоторым данным, компания Toyota ведёт разработки твердотельных аккумуляторов в партнёрстве с Panasonic.
Читайте также: Летающие машины и новейшая медицина: как зарабатывать на прорывных технологиях
Известный провайдер ETF Mirae Asset Financial Group собрал многие из приведенных выше компаний в ETF Global X Lithium & Battery Tech.
Компании, перерабатывающие аккумуляторы
Очевидно, что одновременно с ростом популярности электромобилей необходимость в утилизации аккумуляторов будет пропорционально расти. В Европе, например, сегодня перерабатывается только 5% аккумуляторов. Главная опасность тут в том, что литий-ионные аккумуляторы склонны к самовозгоранию, и без специальной утилизации они могут приводить к пожарам на мусорных свалках. Такие пожары крайне трудно потушить, а в процессе тления в атмосферу выбрасывается огромное количество токсичных веществ.
Крупным игроком в сегменте утилизации аккумуляторов является бельгийская компания Umicore SA. Также о имеющихся в ее распоряжении технологиях по переработке литий-ионных аккумуляторов заявляет финская компания Fortum.
Читайте также: В 2030 году рынок космического туризма достигнет $3 млрд: как получить свою долю
Обе компании с миллиардными оборотами, и бизнес по утилизации — это только часть их доходов, которая со временем будет только расти.