Продовольственный дефицит не за горами
27 мая во время выступления на Foreign Policy Community of Indonesia Владимир Зеленский заявил, что мировой продовольственный кризис из-за блокировки россией украинский портов может начаться уже в июле. Генсек ООН Антониу Гутерриш прогнозирует, что это вместе с последствиями климатических изменений и пандемией станет причиной для недоедания и массового голода десятков миллионов людей.
Мрачности добавляет факт, что в ООН предрекают рост численности населения с 7,7 млрд до 9,7 млрд к 2050 году. В отчете говорится, что самый большой прирост за следующие 28 лет дадут Индия, Нигерия, Пакистан,
Возможности экстенсивного производства продуктов за счет увеличения посевных площадей и масштабирования фермерских хозяйств исчерпаны. Мир перешел к модели интенсивного развития ー химикаты и техника позволили кратно увеличить урожайность сельхозземель. Новые вакцины способны свести к минимуму вирусные эпидемии, которые вредят скоту. Однако и у интенсивной модели есть свой ресурс производительности.
Какие продукты скоро будут в дефиците
Продовольственный кризис, развязавшийся во многом из-за войны россии против Украины, грозит дефицитом товаров, в экспорте которых мы имели значительный вес. Прежде всего это зерновые.
Украина производит 27% мирового объема подсолнуха, 5% ячменя, 3% пшеницы, 3% рапса, 2% кукурузы. Сейчас экспорт этих товаров составляет 10% от довоенного уровня, что влечет за собой дефицит в Индонезии, Испании, Нидерландах, Иране, Пакистане, Ливии и Тунисе.
Второй продукт ー куриное мясо, в экспорте которого мы последние годы активно наращивали позиции. По результатам 2020 г. Украина экспортировала в ЕС 109 тыс. тонн товара и заняла третье место среди крупнейших поставщиков куриного мяса в ЕС, уступив Бразилии и Таиланду.
Читайте также: Рынки летят в бездну: 14 неприятных прогнозов на ближайшее будущее
Рынок искусственной еды сегодня
Для нивелирования эффекта от будущего прироста населения, ученые начали разработку искусственной еды. Ее производят из растительной основы и придают форму продуктов животного происхождения.
С каждым днем «мясо из лаборатории» становится дешевле. Именно мясо ー продукт, дефицит которого в будущем будет ощущаться сильнее всего. Причины для этого две: невозможно увеличивать производство с точки зрения экологических норм и не во всех странах климат подходит для такого бизнеса.
Сейчас в лабораториях производят продукцию, которая в среднем в два раза дороже говядины или свинины. То есть, это не массовый продукт, а нишевый (по аналогии с эко-продуктами). На фоне растущей инфляции (более 8% в США и 7,5% в Европе) рынок нишевых дорогих товаров имеет свойство сокращаться.
Украина не экспортирует красное мясо в значительных объемах, следовательно, фактор войны не повлияет на формирование дефицита продукта и не спровоцирует дополнительный спрос на искусственную еду. Но население будет расти во всем мире и переход на альтернативные источники белка и жиров остается лишь вопросом времени.
Проблема остается в высокой себестоимости готовой продукции, которая делает недоступным для большинства этот продукт для повседневного потребления. В перспективе пройдет процесс удешевления производства по аналогии с гаджетами, электромобилями и интернетом.
Читайте также: Питер Линч: как находить акции, которые подорожают на 1000%, и не беспокоиться о кризисе
Производители мясозаменителей, которые могут выиграть от ситуации
В ближайшие годы восстановления мировой экономики внимание следует уделить таким компаниям-производителям искусственной еды.
Beyond Meat (NASDAQ: BYND)
Компания по производству растительных аналогов мяса. Из-за худшей, чем ожидалось отчетности во втором полугодии 2021 года и общей переоцененности компании после IPO, акции предприятия снизились на 70% от пиковых.
В 2022 году Beyond Meat запускает серию продуктов, чтобы усилить лояльность к бренду. Недавно запустили бургеры McPlant (во всех ресторанах McDonald’s в США, Великобритании и Ирландии) и Beyond Meat Jerky. Компания также реализует Beyond Chicken Tender через 8000 новых дистрибьюторов с важной целью — укрепить свой успех с котлетами для гамбургеров Beyond Meat.
Финансовые показатели деятельности Beyond Meat 2016−2021 гг., млн дол.
Сейчас у этой молодой компании нет явных положительных финансовых показателей. Однако растущая выручка и поглощение все большей доли рынка наряду с агрессивным маркетингом может подтолкнуть акции эмитента к росту после первых положительных операционных результатов. Если собираетесь инвестировать в самый раскрученный бренд на рынке искусственной еды, все равно изучите перспективы и риски.
Kellogg (NYSE: K)
Крупная многонациональная компания, которая производит и продает злаковые хлопья и полуфабрикаты. В 2019 году Kellogg вошла на рынок мяса на растительной основе, запустив новую мясную альтернативу Incogmeato через дочернюю компанию Kellogg MorningStar Farms. Продукт содержит белок гороха и заменяет мясо животных в популярных блюдах: тако, фахитас и чизстейк Филадельфия.
Компания демонстрирует особенности устоявшейся структуры без заметных скачков в финансовых результатах.
Финансовые показатели Kellogg на протяжении 2007−2021 гг., млн дол.
Более того, многие эксперты говорят о возможном приобретении компанией Kellogg Beyond Meat. Следует рассматривать данного эмитента как диверсифицированный бизнес с долей в сегменте искусственных продуктов.
Hormel Foods (NYSE: HRL)
Мультинациональная компания по производству упакованных продуктов питания. Известна своими мясными консервами, в том числе тушеной говядиной Spam и Dinty Moore. В 2015 году приобрела Applegate Farms, производителя органических и натуральных мясных продуктов, чтобы расширить свой портфель. Hormel уже продает растительные альтернативы мясу под брендом Happy Little Plants в некоторых розничных магазинах и онлайн. Компания является финансово устойчивой на протяжении последних лет.
Финансовые показатели Hormel Foods на протяжении 2007−2021 гг., млн дол.
Hormel Foods — пример большой компании, которая заняла свою нишу на рынке и может генерировать стабильный денежный поток. Для своего портфеля ценных бумаг этого эмитента можно рассматривать в качестве представителя сегмента пищевой промышленности.
Экспертный вывод
Сегмент искусственных продуктов питания будет расти по мере увеличения населения. Есть ряд компаний, которые уже выделяют у себя бизнес-сегменты, специализирующиеся на альтернативных мясных продуктах. Так как путь к массовому потреблению такой продукции не близок — следует обращать внимание на компании с основными бизнес-сегментами в традиционных отраслях пищевой промышленности.