Аграрии приступили к работе
После начала войны украинский фондовый рынок заморожен. Нельзя торговать ни акциями, ни другими ценными бумагами. Исключение составляют только военные облигации. Но акции украинских компаний, которые представлены на иностранных площадках, доступны инвесторам для покупки.
По-прежнему их можно приобрести через международных брокеров, в частности, Interactive Brokers, Exante
Преимущественно на международных площадках торгуются ЦБ наших аграриев. Так, на Лондонской бирже (London Stock Exchange) размещены акции МХП и Ukrproduct, на Варшавской (Warsaw Stock Exchange) — Kernel, Astarta, Ovostar Union, Industrial milk company.
Перспективы этих компаний напрямую связаны с состоянием сельского хозяйства в стране. И в этом направлении, как уверяют представители власти, все не так уж и плохо. По словам заместителя главы Офиса президента Ростислава Шурмы, в этом году аграрии ожидают собрать 70% от прошлогоднего урожая.
Относительно стабильную ситуацию с имеющимися ресурсами CEO Prime Group Дмитрий Леушкин объясняет особенностями управления финансовыми потоками в аграрном секторе.
«Первые деньги от продажи урожая тратятся на семена, потом — на топливо и удобрения. А во вторую очередь — урожай откладывается на хранение, ожидает роста цены, для получения максимальной прибыли, ведь зимой-весной цены обычно растут. Прибыль не все успели получить, зато, как выяснилось, почти у всех было чем посеять», — объясняет он.
Смягчили шок прошлогодние высокие цены на сельхозпродукцию. Да и сейчас же они близки к историческим максимумам. Так, цена фьючерса на бушель пшеницы превышает $1100. Для сравнения: год назад цена была в два раза ниже. Стоимость кукурузы — $795 за бушель. Разница с апрелем прошлого года — чуть больше 100 долларов, но цены все же почти на историческом максимуме, более высокой стоимость была только в 2012 году.
Успокаивает инвесторов и старший аналитик сектора сельского хозяйства Dragon Capital Наталья Шпигоцкая. По ее словам, крупнейшие украинские агрохолдинги, торгующиеся на фондовом рынке, за время войны не потеряли своих производственных мощностей.
На данный момент самая большая проблема сельхозпроизводителей — трудности с экспортом продукции. По словам Шпигоцкой, около 90% аграрного экспорта уходило через заблокированные порты. Однако понемногу и эта проблема решается: уже в марте Украина продала за границу 1,5 млн тонн зерновых (в январе — в четыре раза больше).
Читайте также: Инфляция бьет рекорды: что делать государству, чтобы не добить экономику
Экспорт идет преимущественно по железной дороге через Польшу или дунайские порты в Румынию. По мнению Шпигоцкой, экспортные возможности будут дальше расти, ведь в марте аграрии только начали формировать новые логистические маршруты.
Что происходит в компаниях
МХП (MHP)
Крупнейшему отечественному производителю курятины принадлежат торговые марки «Наша Ряба», «Секреты шефа», «Легко!», «Kurator», «Бащинский» и несколько экспортных брендов. В корпорацию входит несколько сетей фирменных магазинов, а в прошлом году она активизировала развитие своего фастфуда под брендом «Döner Маркет».
В активе МХП и один из крупнейших земельных банков в Украине — около 390 тыс. га. Компании повезло с его местонахождением: земля находится преимущественно в центре и на западе Украины. Среди регионов, которые находятся в непосредственной близости к зоне боевых действий, — только Днепропетровская область. По прогнозам на начало апреля, компания потеряет возможность обрабатывать лишь 5% своих площадей.
В марте МХП попросила у инвесторов отсрочку на 270 дней по процентам по облигациям. В компании это объяснили необходимостью профинансировать посевную кампанию, которая обойдется в $160 млн. Проблем с отсрочкой для компании не возникло, поэтому, как объясняют специалисты, дефолт производителю курятины не грозит.
Самая большая проблема МХП, как и у большинства аграриев, — трудности экспорта. По словам Шпигоцкой, до войны около половины мяса птицы уходило за границу. Кроме этого, сейчас ожидается падение потребления и на внутреннем рынке из-за логистических проблем и временной оккупации части территории.
Понесла компания потери и в результате удара российской армии по логистическому складу в Киевской области. Тогда было уничтожено продукции на $8,5 млн.
Несмотря на нынешние проблемы, по мнению эксперта Фридом Финанс Украина Романа Калиновского, значительных угроз для компании не возникает. По его прогнозу, даже в условиях затягивания войны доход МХП составит около $900 млн.
«80% из них — затраты на производство и сбыт. Административные расходы и расходы на обслуживание финансовых обязательств составят около $220 млн. Выходит, что компания при отсутствии потерь основных средств и эскалации войны до конца года может рассчитывать на убытки до $50 млн, что вполне приемлемо в текущих условиях», — приводит он свои расчеты. Правда, из-за курсовых рисков ущерб компании может достигнуть и $250 млн, — предостерегает Калиновский.
В преддверии войны акции компании стоили $6,22. В марте они падали и до $3, но потом начали постепенно восстанавливаться. Сейчас акция стоит $4,3. По словам Калиновского, в 2008 и 2014 годах ценные бумаги проседали более существенно. Нынешний обвал не так катастрофичен, поскольку еще до войны акции были недооценены.
Читайте также: Три сценария для экономики Украины во время войны
По расчетам Фридом Финанс, даже с учетом ожидаемых убытков в этом году, стоимость чистых активов компании на одну акцию составит $12. То есть чуть ли не в три раза больше, чем нынешняя оценка акций инвесторами.
Kernel (KER.WA)
Безусловный отечественный лидер по экспорту подсолнечного масла и один из крупнейших мировых игроков на этом рынке. Среди брендов, под которыми компания продает масло на внутреннем рынке, — «Щедрый Дар», «Стожар», «Чумак». Также она производит консервированные овощи под маркой «Маринадо».
Kernel принадлежит большая сеть элеваторов. Земельный банк, которым распоряжается компания, превышает 500 тыс. га. Кроме подсолнуха, здесь выращивают пшеницу, кукурузу, другие культуры.
Правда, с месторасположением участков компании повезло меньше, чем МХП. Земли расположены, в том числе, в Харьковской, Одесской и Николаевской областях. По словам Шпигоцкой, на начало апреля ожидалось, что компании не удастся засеять до четверти площадей, которые обычно отводились под яровые культуры.
Kernel активно инвестировала в морскую логистику. Ей принадлежат два зерновых терминала («Трансбалктерминал» и «Трансгрейнтерминал»), позволяющие экспортировать до 10 млн тонн зерна в год. И хотя информации о повреждении этих активов нет, пользоваться ими еще какое-то время не удастся.
У компании все хорошо с финансами. В прошлом году прибыль превысила $500 млн — больше, чем за 3 предыдущих года вместе взятых. В этих условиях Kernel не только готовился к увеличению земельного банка и производственных мощностей, но и проводил байбэк акций.
В преддверии войны акции компании стоили около 50 злотых, а во время глубочайшего проседания в марте — 16. В настоящее время ценные бумаги выросли, по сравнению с минимумами, в два раза и стоят 32,7 злотых.
Читайте также: Coca-Cola идет в метавселенную: сколько на этом могут заработать ее инвесторы
Ferrexpo (FXPO.L)
Это единственная крупная украинская компания на фондовом рынке, не связанная с аграрным сектором. Ей принадлежат Полтавский и Еристовский ГОК, производящие железные окатыши.
Оба предприятия расположены в Горишних Плавнях Полтавской области. Информации о повреждении их производственных мощностей в результате боевых действий не было.
Во время войны компания не прекращала работу, хотя проблемы с логистикой тоже больно ударили по ее бизнесу. Поскольку большинство продукции ранее поставлялось на экспорт преимущественно через порт Южный.
После разрушения логистических цепочек компании пришлось поработать на склад. Вместе с тем Ferrexpo начала активно искать новые логистические пути. По словам аналитика Concorde Capital Дмитрия Хорошуна, в марте Ferrexpo нарастило экспорт через порты на Дунае и по железной дороге до 24 тыс. тонн в день. Для сравнения: в среднем за первый квартал этого года экспортировалось около 30 тыс. тонн в день. То есть компания уже близка к своим привычным показателям.
В преддверии войны акции компании оценивались в 247 фунтов, а в момент самого низкого падения в марте — 105. Сейчас они в значительной степени отыграли проседание и оцениваются в 192 фунта — то есть почти в два раза больше, чем на минимумах.
Как отмечает Калиновский, дальнейшая стоимость акций будет зависеть от цен на металлы на глобальном рынке. Вполне возможно их падение из-за спада мировой экономики. В то же время спрос на металл будет повышать развитие военного сектора.
Multi Invest — простые инвестиции в криптовалюту и не только
Сейчас вложения в акции украинских предприятий больше смахивают на игру в рулетку: неизвестно, какие потери производители еще понесут из-за войны и на какие финансовые показатели выйдут в результате. Однако присмотреться к их бумагам стоит, поскольку после окончания войны таких низких цен на украинские ЦБ может и не быть.