Венгерская пропаганда традиционно изображала Румынию, как своего бедного и отсталого соседа. Однако, осенью этого года Евростат принес плохие новости для лидера Венгрии Виктора Орбана.
Впервые в новейшей истории ВВП Румынии на душу населения (по паритету покупательной способности) обошло соответствующий показатель Венгрии. В обеих странах этот показатель существенно отстает от среднего в ЕС, но в Румынии он составляет уже 76,7%, а у соседки — на 0,1 п.п. меньше. Простыми словами, Румыния отныне считается богаче Венгрии.
По итогам этого года, разрыв между двумя странами, скорее всего, увеличится. Эксперты прогнозируют, что Венгрия завершит год в рецессии, в то время, как ВВП Румынии прибавит 2%.
Впечатляет темп развития Румынии за более длительный промежуток времени. В последние 10 лет ее экономка увеличилась почти на 58%. Если считать с 1991 года, когда окончательно рухнули коммунистические режимы в регионе, ВВП вырос более чем в 10 раз.
Для сравнения: экономика Украины на своем пике в 2021 году была всего на 18% больше, чем за 10 лет до того, и в 2,5 раза выросла, по сравнению с обретением независимости.
Эксперты прогнозируют, что экономический рост Румынии в ближайшее время даже ускорится. Так, по оценкам Fitch, в 2024 и 2025 годах ВВП страны прибавит по 3,2%, почти в два раза опережая средний рост в ЕС.
В то же время, когда в 2007 году Румыния вместе с Болгарией вступила в Евросоюз, именно эти страны считались самыми бедными и коррумпированными в Европе. Очевидно, если Украина войдет в состав ЕС, этот статус перейдет к нашей стране. Именно поэтому эксперты часто обращают внимание на Румынию, как на пример для Украины.
Структура экономики Румынии
По сравнению со средними показателями ЕС, промышленность (включая строительство) занимает большую долю в экономике Румынии. Так, в среднем в зоне евро на нее приходится менее 26%, а в Румынии — почти 28%.
Основу промышленности составляет электроника, изготовление автомобилей и текстиль. В стране работает около 800 предприятий, которые производят электронику и компьютерную технику.
В прошлом году Румыния обновила рекорд по изготовлению автомобилей — их в государстве собрали более 500 тыс. Основную роль в этом секторе занимает собственный автомобильный бренд Dacia. Основанный еще в 60-х годах, сейчас он принадлежит французскому Renault, и ежегодно в стране выпускается около 300 тыс. машин. 4% всех проданных в Европе автомобилей приходится именно на этот бренд, а в Болгарии и Молдове он самый популярный.
Недавно компания начала продажу своего первого электромобиля Dacia Spring.
Также около 200 тыс. машин ежегодно выпускает румынский завод Ford. По планам, со следующего года именно на нем будут собирать многообещающий электромобиль Ford Puma.
Сельское хозяйство играет незначительную роль в экономике Румынии, оно генерирует около 4% национального продукта, хотя в секторе занят почти каждый пятый житель страны. Для сравнения: в Украине до полномасштабного вторжения аграрка занимала 9% ВВП.
Самая же большая часть экономики, что привычно для Европы, — это сфера услуг.
Как ЕС спас страну
Без исторического шанса, который дает вступление в ЕС, Румыния была бы там, где сегодня Украина, считает профессор социологии Национальной школы политических и административных исследований Богдан Букур. «Мы были бы экономически стагнирующей страной, неинтересной для инвесторов. Возможно, оказались бы в вечном продолжении 90-х», — подчеркивает он.
Вступление в ЕС предоставило стране сразу несколько преимуществ и обеспечило экономический толчок.
Прямая финансовая помощь
В ЕС существует общий бюджет, деньги в который отправляют все члены, а затем эти средства перераспределяются. Чем беднее страна, тем на большую поддержку она может рассчитывать. Румыния — не исключение.
За время своего пребывания в Союзе она отдала в общую казну более 20 млрд евро, а получила на 50 млрд больше. И поскольку Румыния все еще принадлежит к бедным странам Союза, эти вливания продолжаются.
«Это то, чего никогда не случалось в истории нашего государства. Это акт чрезвычайной щедрости со стороны Европейского Союза и исключительные инвестиции, сделанные им в Румынии», — отмечает Букур.
Инфраструктура — одно из ключевых направлений, на который были направлены средства ЕС. Благодаря помощи было модернизировано 14 аэропортов и построено более тысячи километров современных дорог. Сейчас реализуется проект строительства скоростной железной дороги между столицей Бухарестом и пограничным городом Джурджу. Ожидается, что это улучшит торговлю с Южной Европой. Оплатил EC также модернизацию систем водопровода и водоочистки, реконструкцию многих исторических памятников
Констанца — главный черноморский курорт Румынии.
Другой важный проект — помощь малому и среднему бизнесу. За счет средств Союза проводилась модернизация и повышение эффективности 94 тыс. компаний страны.
Деньги заробитчан
Хотя Румыния до сих пор не входит в Шенгенскую зону, вступление в ЕС упростило выход граждан страны на рынок труда других стран Европы. Приблизительно каждый пятый румын трудоспособного возраста работает за границей. С одной стороны, это ослабляет рынок труда страны, а с другой — обеспечивает стабильный денежный поток.
С момента вступления в ЕС заробитчаны перевели в Румынию 41 млрд евро. И это без учета сезонных работников, поскольку они, как правило, привозят домой наличные деньги. Для сравнения: прямые иностранные инвестиции в страну за это же время составили 57 млрд евро.
Огромный денежный поток оживлял внутреннее потребление и, соответственно, позволял наращивать национальное производство товаров.
Реформы и борьба с коррупцией
Вступление в ЕС требовало от Румынии проведения целого ряда реформ. В частности, по охране окружающей среды, развитию села и даже снижению скорости движения. Однако, самым важным было обеспечение верховенства права и борьба с коррупцией.
Здесь работа еще далека от завершения. Согласно индексу верховенства права, страна остается одной из худших в ЕС, более низкие показатели лишь у нескольких стран.
Основным достижением в антикоррупционной стратегии эксперты называют создание Национальной антикоррупционной дирекции (DNA), основная цель которой — выявление и пресечение нарушений чиновников. Ежегодно орган расследует тысячи дел, приговоры по которым получают сотни человек.
За время своей деятельности DNA обнаружила нанесенный государству ущерб на 5,4 млрд евро. Среди лиц, которых антикоррупционный орган передал правосудию, 60 членов правительства (в том числе 2 премьера, министры и государственные секретари), 400 мэров, 800 директоров государственных учреждений и национальных компаний, 160 прокуроров и судей и 1 000 полицейских.
Деятельность DNA ставится в пример европейским институтам, но, как ни странно, много критикуется политиками внутри страны. Также чиновники нередко пытаются ограничить деятельность антикоррупционных органов. Так, шесть лет назад в стране начались массовые протесты из-за попыток внести изменения в Уголовный кодекс, чтобы декриминализировать служебные преступления, ущерб от которых оценивается менее 44 тыс. евро.
Читайте также: Кения: как живет и на чем зарабатывает главный союзник Украины в Африке
В то же время, лидер партии PSD Ливиу Драгня подозревался в нанесении государству убытков на 24 тыс. евро. Тогда, из-за массовых демонстраций, власти пришлось отказаться от изменений, а министр юстиции подал в отставку.
Этот пример показывает, что, несмотря на мощную борьбу с коррупцией, ее влияние на экономику остается значительным.
Что будет дальше
Дальнейшие перспективы экономики Румынии также связаны с сотрудничеством с ЕС. В первую очередь, страна рассчитывает на продолжение финансирования: в бюджете Союза на 2021−2027 годы ей предусмотрено выделить 80 млрд евро. Их планируют направить, в основном, на развитие социальной инфраструктуры.
Оценки перспектив экономики страны тоже положительные. По прогнозу Всемирного банка, она будет расти, по крайней мере, до 2030 года. Прямые иностранные инвестиции в страну находятся на историческом максимуме.
Ожидается, что в 2028 году Румыния присоединится к зоне евро, отказавшись от национальной валюты. Также она должна войти в Шенгенскую зону, когда докажет, что смогла оградить свои границы от внешнего проникновения.
«Потенциал роста, инвестиционная привлекательность и конкурентная позиция Румынии на региональном уровне — это аспекты, которые, по моему мнению, останутся крепкими в будущем», — убежден генеральный директор Coca-Cola HBC Румыния Йован Радосавлевич.
В то же время, страна должна справиться с рядом вызовов. Один из главных — возвращение на родину молодежи, уехавшей за границу. Также в Румынии низкие показатели получения высшего образования среди всех стран ЕС. Остаются проблемы и с низкими доходами сельского населения.
Как инвестировать в Румынию
Недвижимость
Несмотря на высокую инфляцию и рост ставок по кредитам, на рынке недвижимости в этом году происходит оживление. Число запросов от покупателей растет.
В сентябре стоимость квадратного метра в среднем по стране выросла на 7% в годовом измерении. Лидер по удорожанию недвижимости — столица Бухарест, где «квадраты» подорожали на 9%. Цена квадратного метра в новостройке здесь составляет около 1,55 тыс. евро.
Еще больше придется заплатить за недвижимость в популярном среди туристов Клуже. Здесь квадратный метр обойдется в около 2,5 тыс. евро, что на 5% дороже, чем год назад.
Клуж — город с самым дорогим жильем в стране.
Сейчас может быть не самое лучшее время для инвестиций в жилье этой страны. Согласно консенсус-прогнозу, большинство экономистов считают, что его стоимость завышена и в следующем году может откатиться.
Читайте также: Как купить жилье в Черногории: расчеты кешем и другие интересные моменты сделки
Фондовый рынок
Основная биржа в стране — Бухарестская, доступ к торговле на которой предоставляют ключевые брокерские компании мира.
Общую ситуацию на ней отражает динамика индекса BET (Bucharest Exchange Trading), в который входят 20 ключевых компаний страны. Среди них:
- OMV Petrom (капитализация $7,5 млрд) — одна из крупнейших энергетических компаний региона, специализирующаяся преимущественно на добыче газа и продаже электроэнергии;
- SNGN Romgaz SA ($3,9 млрд) — компания, также занимающаяся добычей газа;
- Banca Transilvania ($3,5 млрд) — крупнейший банк Румынии;
- BRD — Groupe Societe Generale ($3,5 млрд) — банк, контрольный пакет акций которого принадлежит французскому Société Générale;
- Digi Communications ($880 млн) — телекоммуникационный гигант, которые, кроме Румынии, работает на других рынках ЕС.
В последние годы индекс BET растет. С начала года он прибавил 25%, а за последние 5 лет подорожал примерно на 75%. При этом компании румынского индекса, обычно, платят дивиденды в три-четыре раза выше, по сравнению с американским S&P 500.
В пользу дальнейшего роста указывает всеобщий экономический подъем в стране.
Венчурные инвестиции
Крупнейшая публичная компания Румынии занимается не энергетикой или финансами. Это технологический гигант UiPath, специализирующийся на автоматизации роботизированных процессов. Основные рынки, на которых он работает, — США и Япония.
UiPath разместила свои акции на Нью-Йоркской бирже. В настоящее время компания оценивается в $10 млрд, а на пике в 2022 году стоила в три раза больше.
IPO UiPath в США стало поворотным моментом для технологического рынка Румынии.
Сооснователь UiPath, миллиардер Даниэль Дайн уверен, что они изменили ландшафт стартапов в Румынии. «Одно из самых больших изменений, которое мы сделали в Румынии и во всем регионе, состоит в том, что самые талантливые люди начали рассматривать вопрос о создании стартапов», — говорит он.
«В ближайшие пять лет появится еще несколько компаний уровня UiPath», — убежден сооснователь румынской компании Soleadify, которая специализируется на машинном обучении, Флорин Туфан.
На данный момент статус единорогов также есть у румынского производителя антивирусного обеспечения Bitdefender и криптовалютной компании Elrond. Также вплотную приблизились к этому статусу финтех-компания FintechOS Soleadify, которая занимается базами данных компаний, и интернет-магазин eMag.
Читайте также: Единороги, злотый или кавалерка: как заработать на Польше
Несмотря на это, объем венчурных инвестиций в стране все еще невысокий — чуть больше $100 млн в год. Но успех ряда компаний существенно повышает интерес к технологическому сектору страны, который может вырасти в ближайшие годы.