Что показал форум в Давосе
Давосский форум в этом году кардинально отличался от предыдущих. На нем царило отрицательное настроение, связанное с войной, рецессией, ковидными ограничениями в Китае.
Впервые на форуме не было России, а необычно небольшая китайская делегация демонстративно покинула зал во время выступления Владимира Зеленского. Это усилило чувство двухполярного мира. Военная эскалация в центре Европы и ее влияние на глобальные процессы активно обсуждались как со сцены, так и в кулуарах. Зачастую тональность обсуждения в кулуарах резко отличалась от тональности публичных дискуссий.
Boring war — война, от которой все устали и хотят скорейшего завершения любой ценой, пусть даже во вред интересам Украины. Цинизм и прагматизм просматриваются между строк, но не выносятся на сцену. Как и понимание, что в ближайшие четыре-пять лет главным бенефициаром нестабильности в мировой экономике будут США: ликвидность перетекает в доллар. Присутствующие на форуме экономисты и инвесторы единодушны в том, что экономика США — одна из самых сильных и перспективных в мире.
О чем говорили публично и какие выводы следует сделать инвестору.
Об экономической ситуации в мире
Американский миллиардер, инвестор Дэвид Рубенштейн оценивает возможность рецессии на уровне 30%. Если ФРС проведет аккуратную (как сейчас) работу с учетными ставками, стоимостью денег, то, по его мнению, рецессии совсем не будет.
В инвестиционной среде сейчас много говорят о «стагфляционном окне». Так можно описать состояние экономики, где происходит инфляция товаров и зарплат, а возможности для роста экономики ограничены. При этом дальнейшая эволюция такого состояния будет зависеть не только от экономики, но и от стратегии центробанка.
ФРС сейчас в риторике придерживается агрессивной позиции, причем фактическая процентная политика отвечает консенсусным ожиданиям. Это позволяет финансовым рынкам иметь сбалансированную динамику.
Если ФРС не сойдет с этой траектории, а экономика будет выявлять признаки сильного рынка труда и сдержанной инфляции, это позволит без ущерба нарастить процентную ставку до комфортного значения, не уходя в стагфляционную спираль.
В таком случае ожидания глубокой рецессии могут быть переоценены. Следовательно, инвесторы могут быть готовы к выборочной покупке акций гораздо раньше, чем в случае глубокой рецессии.
Читайте также: Рецессия и спад на фондовом рынке США: почему инвесторам не стоит бояться
О стоимости активов
Акции growth-компаний переживают одно из самых больших падений с начала 2008 года. Эксперты и инвесторы отмечали, что это падение является чрезмерным и стоимость акций в некоторых случаях уже не отражает реальную. Несмотря на падение, выручка многих технологических компаний и количество новых клиентов выросли.
На них оказывает давление политика ФРС, повышение учетной ставки, но перспектива этого сектора самая сильная — мир продолжает движение в диджитал. Некоторые технологические компании вышли на прибыль или близки к этому. Они могут выйти в прибыль в любой момент, просто снизив темпы роста или расходы на рекламу. Могут, но не хотят.
Фиксировать прибыль и выплачивать дивиденды — это не совсем то, что нужно в секторе с перспективой роста в 2−3−5 раз. Инвестору в таком случае выгоднее сфокусироваться не на дивидендах, а на росте своей доли в бизнесе.
Акции упали на 50−80%, но компании, вроде IBM, Nokia, META, Salesforce, оптимистичны и видят перспективы долгосрочной стратегии. Это не очередной циклический тренд, — отмечает топ-менеджмент компаний. CFO Google Рут Порат призвала инвесторов (не спекулянтов) смотреть сквозь пожар, который происходит на рынках. Она рекомендует держать свои инвестиции и пополнять их по возможности.
Самое время снова присмотреться к инвестиционным активам в IT-сфере. Точечно заходить в них, предварительно проанализировав финансовую отчетность, создавать новые фонды и active management certificates.
Нынешнее соотношение риска к прибыли в пользу долгосрочного инвестора — прицел на три года.
Если сослаться на инвестиционные догмы Боба Фаррелла, аналитика Merrill Lynch с более чем 40-летним стажем, то состояние рынка полностью вкладывается в долгосрочные циклические процессы. С одной стороны, рынки стремятся к средним значениям на больших временных промежутках, с другой — если рынок слишком запродан, он накапливает реверсивный потенциал.
К примеру, технологический сектор программного обеспечения. При среднем значении мультипликатора за последние семь лет в 8.0x и постковидного максимума в 18.6x сейчас значение мультипликатора достигает 6.7x (при минимуме в 2019-м в 5.7х и в 2020-м в 6.2x).
Это свидетельствует о том, что эти компании уже достаточно сильно запроданы и по ряду метрик могут быть расценены как «дешевые». Однако с минимумов 2019-го и 2020-го прошло достаточно много времени и бизнес компаний развивался, росли клиентские базы, продуктовые линейки, реализовано большие бюджеты в R&D и понимании рынка, расширена клиентская география
Хороший пример — компании из сектора buy now, pay later (Affirm, Afterpay/Square). Объем розничных продаж за последние два года у них вырос в четыре раза. Или сектор кибербезопасности (Crowdstrike, Rapid7).
С учетом роста спроса на информационную безопасность и прогнозируемого среднего CAGR в 15−20% на ближайшие пять лет, эти компании становятся интересными для инвестирования. С поправкой на то, что у инвестора далеко идущие цели и он понимает: не существует публично торгуемых акций, которые не переживают периоды коррекции под влиянием общих экономических настроений.
Читайте также: Как заработать после спада: 4 совета тем, кто хочет распродать свои акции
Об электронных деньгах
Из-за недавнего падения популярного стейблкоина TerraUSD (от фактической привязки к доллару 1:1 до 3 центов за доллар) инвесторы серьезно прониклись будущим криптовалют, а также стейблкоинов, которые выступают как распределенная альтернатива классическому доллару.
В настоящее время криптовалюты находятся на стадии, когда для того, чтобы перейти из категории товара к категории полноценной валюты, нужны, с одной стороны, эволюционное развитие, с другой — правовое регулирование на государственном уровне.
Во многих странах, где криптовалюты легализованы, регулируется свобода обмена и налогообложения, однако это не гарантирует стабильности финансовой системы на блокчейне. Поэтому следует относиться к криптовалютам с осторожностью. Им отводят место в портфеле как венчурной инвестиции с большой волатильностью и увеличивают их долю по мере «созревания» криптовалют как класса активов.
Кроме точечных историй инновационных проектов, вроде NFT, на рынке остаются лишь несколько активов с определенным кредитом доверия, — это те же Ethereum, Bitcoin, стейблкоин USDT.
Читайте также: Что происходит на рынке криптовалют и стоит ли из него убегать
Об экологии
Речь шла о смягчении экологических ограничений в связи с высокими ценами на нефть. Уже понемногу достают уголь, а также ведут диалоги о росте поддержки ядерной энергетики.
Что это значит для инвестора? Рост цен на нефть и энергоресурсы (за год нефть подорожала более чем на 80%, уголь — более чем на 300% (Newcastle Coal)) создает большой денежный поток в индустрии и рост выплат дивидендов среди интегрированных компаний (BP, Shell), добычи энергоресурсов (ConocoPhillips, ARC Resources, Santos Ltd.), нефтяных сервисов (Schlumberger), коммунальных сервисов и доставки энергии (Cheniere, Iberdrola, Drax Group).
Вместе с тем, климатические изменения и регуляторные ограничения продолжают создавать интерес в альтернативных источниках энергии и ядерной энергетике (Cameco, NexGen, Sprott).
Оптимальным решением является «инвестировать сейчас, глядя в будущее», ввиду маржинальности энергетических бизнесов с заделом на будущие энергетические технологии, которые развиваются небывалыми темпами.