Решает ли реформа вопрос коррупции
Уже основной месседж о том, что предлагаемая реформа «10−10−10» является антикоррупционной и позволит, наконец, окончательно преодолеть коррупцию в Украине, выглядит довольно сомнительным.
Во-первых, бороться с коррупцией одновременным уменьшением ставок основных налогов — все равно, что бороться с перхотью отрубыванием головы.
Самая большая коррупция у нас на таможне, так давайте границы отменим. Логика та же.
Для борьбы с этим позором у нас есть система антикоррупционных органов, которая стоит налогоплательщикам немалых денег, однако в последнее время достаточно эффективно работает.
Как она может повлиять на приток инвестиций
Заявление о гарантированных инвестициях в случае уменьшения ставок налогов также выглядит преувеличением, если не сказать больше.
О каких потенциальных инвестициях и вновь созданных рабочих местах идет речь? Tesla или ExxonMobil, Rheinmetall или BMW готовы открыть заводы в Украине?
Если же под инвестициями, которые хлынут в Украину после уменьшения ставок налогов, понимается очередной round-tripping от украинских олигархов, то мы, как бы, наоборот, стремимся избавиться от влияния этих персонажей на наше государство и экономику. Это будет, кстати, главным вызовом для страны сразу после войны.
В отличие от них, стремящихся к налоговому раю для себя в отдельно взятой стране, для цивилизованного иностранного инвестора ни ставка налога на прибыль на уровне 18%, ни существующие в Украине размеры налоговой нагрузки на фонд оплаты труда не являются каким-то пугалом, что отпугивает их от инвестиций в украинскую экономику.
А вот что точно их больше отпугивает, так это, например, взятка за подключение к электросети в размере $10 млн, да еще в течение двух лет. Что-то мы не слышали отчетов компетентных органов о результатах расследования этого позорного случая.
Если вдруг кто-то не заметил, то большинство цивилизованных стран мира пришли к согласию о введении минимальной ставки корпоративного налога на прибыль на уровне 15% в соответствии со вторым подходом плана действий BEPS.
Это значит, мы настолько богаты, что готовы часть прибыли, заработанной международными ТНК, облагать налогом не в Украине, а подарить юрисдикциям материнских компаний! Выглядит такая инициатива в рамках реформы «10−10−10», по меньшей мере, странно.
Что реформа говорит о свободах и запретах
Вишенкой на торте является оксюморон «авторитарного либерализма», предложенный обществу авторами концепции. С одной стороны, разработчики реформы позиционируют себя как либералы и сторонники разного рода свобод, с необходимостью соблюдения которых, собственно, никто и не собирается спорить.
Только эти свободы какие-то односторонние, только предпринимательские. Ведь, с другой стороны, в качестве одного из компенсаторов потерь бюджета, они предлагают запрет продаж за наличные деньги определенных видов подакцизных товаров!
Как свободы связаны с запретами — трудно представить. Как они связаны с защитой прав потребителей и конституционными правами граждан?
Такой шаг прямо противоречит Закону Украины «О платежных услугах», в котором черным по белому написано: «Гривна, как денежная единица Украины, является законным платежным средством в Украине, принимается всеми физическими и юридическими лицами без каких-либо ограничений на всей территории Украины для проведения платежных операций и расчетов».
На этой кривой тропе «запретов ради лучшего будущего» стоит сделать только один шаг и она, как свидетельствует история, непременно приведет тебя в ад! Реалии жизни заключаются в том, что можно быть свободной, демократической страной с перераспределением ВВП через бюджет на уровне почти 50%, как в Швеции, а можно быть авторитарной деспотией, как РФ с показателем 33%, или как у их союзников в Зимбабве и Эсватине (по 30%).
Если серьезно, то между предпринимательскими свободами и уровнем налогообложения не существует никакой устойчивой обратной зависимости, которую нам пытаются доказать и навязать, демонизируя налоги.
Главным образом потому, что часть налогового бремени, говоря очень упрощенно, всегда возвращается предпринимателям и людям в форме общественного благополучия и блага.
Поэтому единственный вариант, при котором можно вводить хоть 10−10−10, хоть 5−10, это когда, по выражению известного литературного героя, «заграница нам поможет»!
Если наши западные партнеры согласны и способны в течение года-двух после победы и дальше безвозмездно нам предоставлять по $30−40 млрд ежегодно на нужды бюджета, то тогда, конечно, любая реформа сможет «поехать».
Но сильно сомневаюсь в таких намерениях, поскольку не понимаю никаких причин, по которым им с какого-то перепугу создавать в центре Европы оффшор для своих корпораций и еще и финансировать его за счет собственных налогоплательщиков!
В сухом остатке
Если отбросить яркую обертку, предлагаемая концепция радикальной налоговой реформы «10−10−10» — смесь авторитарного либерализма, популизма, непонимания сущности налогов и глобальных трендов в этой сфере.
Политики со скрытыми намерениями, от которых, судя по всему, мы никуда не избавились, в очередной раз толкают страну в пропасть доминирования идеологических стереотипов и ложных нарративов, у которых нет ничего общего с реалиями жизни и потребностями общества.
Удачная манипуляция ложными идеологемами, как мы убедились за тридцать лет новейшей украинской независимости, приводит, по удачному выражению бывшего директора МВФ Доминика Стросс-Кана, к «приватизации прибыли и национализации убытков».
У такой политики в течение этого периода вполне материальные последствия для Украины. Поскольку в экономике ничего ниоткуда не берется и ничто никуда не исчезает, именно поэтому в оффшорных юрисдикциях разного рода активов, принадлежащих украинским резидентам, накопилось за годы независимости на полтора ВВП в ценах 2023 года, а может и больше. Иными словами, у кого-то дети некормленые, а у кого-то бриллианты мелковатые.