Forbes рассказывает о пяти бывших сотрудниках Tesla, которые продолжают работать над электрификацией и автоматизацией автоиндустрии. Их компании уже оцениваются в общей сложности примерно в $30 млрд. «Минфин» выбрал главное.
Стерлинг Андерсон
Aurora Innovation, сооснователь и директор по продукту
Ученый Стерлинг Андерсон, получивший образование в Массачусетском технологическом институте (MIT), пришел в Tesla в 2013 году. Он работал над кроссовером Model X и возглавлял разработку технологии беспилотного вождения Autopilot. «Это как вместе воевать в окопах, — говорит он о своей работе в Tesla. — В таких тяжелых условиях люди выстраивают самые крепкие связи».
Андерсон ушел из Tesla в 2016 году, чтобы запустить производителя беспилотных автомобилей Aurora Innovation. К его команде присоединились бывший руководитель подразделения Google по разработке беспилотных автомобилей Крис Урмсон и исследователь искусственного интеллекта из Университета Карнеги-Меллона Дрю Бэгнелл.
Aurora получила больше $1 млрд от инвесторов и в декабре 2020 года приобрела «беспилотный» бизнес Uber, повысив свои шансы стать крупным игроком в этой области. На данный момент она наладила техническое партнерство с Uber, производителем грузовиков Paccar и Toyota. После сделки с Uber оценка стартапа из Кремниевой долины выросла примерно до $10 млрд.
Читайте также: Как Маск «рулит» фондовым рынком
Джин Бердичевский
Сооснователь и генеральный директор Sila Nanotechnologies
Бердичевский устроился в Tesla в 2004 году, став седьмым по счету сотрудником. Он пришел на должность главного инженера по аккумуляторам для первого потребительского автомобиля компании под названием Roadster.
К моменту создания автомобиля Бердичевского больше интересовал поиск новых способов сделать литий-ионные аккумуляторы, с которыми он работал, значительно дешевле и эффективнее. «После выпуска Roadster я должен был решить, создавать ли свою компанию или оставаться и работать над Model S», — рассказывает он.
В 2008 году Бердичевский покинул Tesla, а в 2011-м — основал проект Sila Nano. С тех пор его компания разработала кремниевый анод, способный заменить в аккумуляторах более дорогой графит. Как заявляет компания, этот материал мог бы сделать аккумуляторы, которые используют Tesla и другие производители электромобилей, как минимум на 20% более эффективными, а позднее, возможно, повысить производительность на 50%.
Стартап привлек $930 млн от инвесторов. Из них $590 млн были собраны в ходе январского раунда, где Sila Nano была оценена в $3,3 млрд и получила средства на первый крупный завод, который планирует запустить в 2024 году. «Это был долгий путь, но в целом мне нравится этим заниматься», — говорит предприниматель.
Читайте также: Маск рассчитывает заработать на спекуляциях валютами
Хенрик Фискер
Сооснователь и генеральный директор Fisker Inc.
Знаменитый дизайнер, когда-то стилизовавший родстер-кабриолет BMW для Джеймса Бонда и руководивший дизайном в Aston Martin, консультировал Tesla в проекте Model S. Илону Маску его дизайн не понравился и в 2008 году он подал на Фискера в суд, утверждая, что датский предприниматель подписал контракт, только чтобы шпионить за Tesla. Сам Фискер это отрицал, а Маску не удалось доказать обратное в суде.
Первую попытку стать конкурентом Tesla Фискер предпринял в своем стартапе Fisker Automotive. Он намеревался вывести на рынок электромобиль класса люкс Karma с гибридным электро-бензиновым приводом. Однако его проект провалился из-за череды проблем — возгораний аккумуляторных батарей, дефектов сборки и даже потери партии автомобилей во время урагана в 2012 году. Спустя два года Фискер свернул проект.
Теперь он вернулся на рынок с новой компанией под названием Fisker Inc. Фискер собирается продавать электрические внедорожники Ocean с начальной ценой в $37 500, которые будут напрямую конкурировать с кроссоверами Tesla Model Y.
Fisker Inc., ставшая публичной в 2020 году благодаря слиянию со специальной компанией-«пустышкой» SPAC, планирует запустить производство только через год, но уже имеет рыночную капитализацию в $4 млрд и около $1 млрд от инвесторов на разработку продукта.
«На самом деле автомобильная промышленность — это не та отрасль, в которую Кремниевая долина должна или хочет инвестировать, — говорит Фискер, вспоминая финансовые проблемы, возникшие в Fisker Automotive. — Tesla справилась с этой проблемой довольно быстро. Когда Илон начал работать в Tesla, у него было много денег от PayPal, и это помогло. Затем, в начале 2010 года, ему удалось вывести компанию на биржу. У нас все было по-другому».
Читайте также: Химия, таблетки и деньги: куда инвестирует Рэй Далио
Питер Роулинсон
Сооснователь и генеральный директор Lucid Motors
Роулинсон, много лет проработавший в Jaguar и Lotus, пришел в Tesla в 2009 году. Они с Маском отлично ладили — по крайней мере сначала. «Мы оба были помешаны на стремлении к новым вершинам в технологиях и инженерном деле — и не было предела совершенству», — рассказывает Роулинсон. Он был главным инженером электроседана Tesla Model S, вышедшего в 2012 году и установившего новую планку для автомобилей на аккумуляторах.
Джей Би Страубель
Сооснователь и генеральный директор Redwood Materials
Как и Маск, Страубель был соучредителем Tesla. Он занимал должность технического директора с первых дней компании до 2019 года. Его давняя мечта заключалась в том, чтобы производить электромобили и снижать загрязнение атмосферы углекислым газом.
Теперь его стартап Redwood Materials занимается переработкой аккумуляторов, чтобы литий, кобальт и никель из использованных аккумуляторов автомобилей Tesla и других производителей не попадали на свалки.
В сентябре 2020 года компания из Карсон-Сити, штат Невада, объявила, что привлекла от инвесторов $40 млн и начала работать над проектами по переработке с Panasonic и Amazon. «Чтобы бороться с изменениями климата, мы должны устранить воздействие наших продуктов на окружающую среду», — заявил Страубель во время сбора средств.
Если предположить, что Страубель сохранил долю в Tesla и учесть акции, которые он получил как член совета директоров производителя аккумуляторов QuantumScape, в которого инвестировал Билл Гейтс, то состояние бывшего топ-менеджера Tesla можно оценить в $1 млрд, подсчитал Forbes.