Резкий рост продаж гибридных автомобилей на фоне замедления роста числа продаж электромобилей (EV) может обеспечить неожиданный рост спроса на металлы платиновой группы в ближайшие годы, подобно тому, как сейчас прогнозируется увеличение срока службы угля.

МПГ — в основном платина и палладий — сталкиваются с долгосрочным структурным снижением спроса, поскольку их основное применение — очистка выхлопных газов автомобилей, а этот процесс не требуется в чистых EV.

Несколько лет назад перспективы МПГ и таких производителей, как Anglo Platinum, Impala Platinum и Sibanye Stillwater, казались мрачными, поскольку продажи электромобилей росли, и ожидалось, что падение спроса будет резким.

Но замедление роста продаж электромобилей и увеличение спроса на гибридные автомобили, которым требуются каталитические нейтрализаторы для снижения загрязнения окружающей среды, дали драгоценным металлам новую жизнь, потенциально снизив цены на них и продлив работу некоторых шахт.

«Вы по-прежнему наблюдаете снижение общего спроса, но это не внезапный обвал, который прогнозировался в некоторых предыдущих сценариях», — сказал Маркус Гарви, глава отдела товарной стратегии Macquarie Bank в Сингапуре. По данным консалтинговой компании Rho Motion, рост продаж чистых EV в мире в первой половине 2024 года замедлился до 11% в годовом исчислении, в то время как продажи подключаемых гибридов (PHEV) подскочили на 44%.

Для EV эти цифры являются значительным падением, по сравнению с показателями двухлетней давности, когда продажи резко выросли на 77%.

По словам Гарви, у ситуации с МПГ есть некоторые параллели с ситуацией с углем, который постепенно выводится из оборота, по мере того, как правительства сокращают выбросы углекислого газа, но все еще будет необходим в течение многих лет, пока не будет внедрено больше возобновляемых источников энергии.

Слабые цены на МПГ в настоящее время сдерживают инвестиции в производство, и если шахтеры решат закрыть предприятия из-за низкой рентабельности, цены могут стать нестабильными.

Влияние гибридов

По мнению аналитиков, рост гибридов может продлиться до 2030 года или дольше, продлевая период, когда МПГ будут необходимы.

«Некоторый возврат к гибридам может оказаться весьма значимым для долгосрочной устойчивости индустрии МПГ», — говорит директор по МПГ в консалтинговой компании Metals Focus Вильма Свартс.

По данным производителя катализаторов и специалиста по МПГ Johnson Matthey, слабые продажи EV означают, что совокупные продажи бензиновых и гибридных автомобилей, которые, как ожидалось в прошлом году, не изменятся, выросли на 9%.

«Только это увеличило наши оценки спроса на МПГ для автомобильной промышленности на 600 тыс. унций», — говорится в отчете компании, добавляя, что общий спрос на МПГ для автомобильной промышленности вырос на 8% в прошлом году — до 13,1 млн унций, что является вторым самым высоким показателем за всю историю.

Кто покупает гибриды

Наибольший рост наблюдается в Китае, где продажи PHEV выросли на 70% в первой половине года. Консалтинговая компания Alix Partners более чем в два раза повысила свой прогноз глобальной доли PHEV — до 12% к 2030 году, с 5% два года назад.

Исследование, проведенное Alix в этом году, показало, что на двух крупнейших мировых автомобильных рынках, в США и Китае, более 80% потребителей, которые, скорее всего, купят EV, склоняются к PHEV, а не к чистому EV.

Это может повысить спрос на МПГ, поскольку для PHEV требуется на 10−15% больше платиновых металлов, чем для бензиновых автомобилей, так как при запуске холодного двигателя загрязнение окружающей среды выше, сказал Свартс. Бензиновые двигатели в гибридах, особенно PHEV, используются редко, и поэтому часто запускаются холодными.

Перераспределение ресурсов

По мнению аналитиков, тенденция к переходу на гибриды сохранится до тех пор, пока EV не смогут конкурировать по цене с бензиновыми автомобилями во всем мире, пока аккумуляторы не обеспечат большую дальность поездки и пока не увеличится количество зарядных станций.

Многие автопроизводители рады переключить свои ресурсы на гибриды, у которых более высокая маржа, чем у EV.

На прошлой неделе сообщалось, что крупнейший в мире автопроизводитель Toyota на треть сократил свои планы по производству EV на 2026 год, а шведская компания Volvo Cars отказалась от своей цели стать полностью электрической к 2030 году.

Ford, Toyota и Stellantis в последние месяцы улучшили свои планы по выпуску гибридов.

«Автопроизводители пытаются найти оптимальное решение, с точки зрения прибыльности, приемлемости для потребителей и соблюдения нормативных требований», — сказал Свартс.

Новые американские правила по выбросам вредных веществ в атмосферу также способствуют улучшению перспектив гибридов, позволяя автопроизводителям выполнять требования по выпуску EV за счет увеличения количества газоэлектрических гибридов.

В США и Канаде наблюдается наибольший рост продаж обычных гибридов — на 33% в первой половине 2024 года.

Каждый дополнительный миллион автомобилей, нуждающихся в катализаторах, увеличит спрос на МПГ примерно на 150 тыс. унций, говорит Свартс.

Читайте также: Технологический бум вместе со спадом экономики: в чем план компартии Китая

В Китае, где цены на электромобили уже сравнялись с ценами на бензиновые автомобили, многие потребители предпочитают подключаемые гибриды с увеличенным запасом хода. В таких автомобилях бензиновый двигатель используется исключительно для зарядки аккумулятора, обеспечивая большую дальность поездки.