По мнению Кругмана, трудно объяснить огромную оценку, которую рынок присвоил Tesla перед падением, или даже ее текущую стоимость. В конце концов, чтобы быть такой ценной, Tesla должна была бы не только получать огромную прибыль в течение нескольких лет. Она должна была бы дать покупателям и инвесторам уверенность в том, что это будет продолжаться много лет.

Почему у Apple и Microsoft получилось

Некоторые технологические компании действительно становятся машинами для зарабатывания денег в долгосрочной перспективе. Apple и Microsoft по-прежнему возглавляют список самых прибыльных корпораций США спустя почти четыре десятилетия после появления персональных компьютеров.

И Apple, и Microsoft выигрывают от сильных сетевых внешних эффектов — грубо говоря, каждый использует свои продукты, потому что все остальные используют их продукты.

В случае с Microsoft история заключалась в том, что предприятия продолжали покупать программное обеспечение компании, даже когда ее критиковали многие. Покупали просто потому, что это было то, чем они уже пользовались и привыкли, — например, такие продукты, как Word и Excel.

Читайте также: Все, что нужно знать об Alphabet: почему Уолл-стрит до сих пор ставит на падающую компанию

Возможно, это было не очень хорошо, но все в данной компании и в других компаниях, с которыми она сотрудничала, были настроены на использование этих продуктов, у них были IТ-отделы, которые знали, как с ними работать, и т. д.

История Apple отличается — она больше об отдельных пользователях, чем об учреждениях, больше о физических продуктах, чем о программном обеспечении. И Apple считалась крутой, в отличие от Microsoft. Но на уровне экономики они похожи.

Подобные истории можно рассказать и о нескольких других компаниях, таких как Amazon, с их инфраструктурой дистрибуции.

Мы более или менее понимаем прочность доминирования Apple и Microsoft, и трудно понять, как Tesla когда-либо могла добиться чего-то подобного, каким бы блестящим ни было ее лидерство.

Читайте также: Google, Amazon, Oracle и Microsoft заключили с Пентагоном облачную сделку на сумму до $9 миллиардов

Вопрос в том, где мощные сетевые внешние эффекты в бизнесе электромобилей?

В чем «фишка» электромобилей и Tesla

Электромобили вполне могут стать будущим персонального транспорта. На самом деле, так и должно быть, поскольку электрификация всего, что работает на возобновляемых источниках энергии, — единственный реальный способ избежать климатической катастрофы.

Но трудно понять, что даст Tesla долгосрочный доступ к бизнесу электромобилей.
Урок Apple и Microsoft заключается в том, что для того, чтобы быть чрезвычайно прибыльной в долгосрочной перспективе, технологическая компания должна занять рыночную позицию, которая сохранится, даже когда наступит время, как это всегда бывает, когда люди уже будут далеко не в восторге от ее продуктов.

Читайте также: ​Tesla VS традиционные автопроизводители: почему их нельзя сравнивать

Что же сделало бы это возможным для Tesla? Например, специальные зарядные устройства, которые были бы единственными широко доступными. Или если бы Tesla были единственными электромобилями, которые механики знали, как чинить.

Однако, с переходом крупных автопроизводителей на рынок электромобилей возможность существования мира, в котором это было бы возможно, уже исчезла.
Короче говоря, производство электромобилей просто не похоже на сетевой бизнес.
Что возвращает нас к вопросу о том, почему Tesla когда-либо стоила так много.

Бренд и легенды

Кругман говорит, что, по-видимому, ответ заключается в том, что инвесторы влюбились в сюжетную линию о блестящем, крутом новаторе.

До недавнего времени сам Маск считался крутым парнем. И крутым в футуристическом смысле: его компания отправляет ракеты в космос; он был вместе с популярной певицей, которая выпустила альбом, вдохновленный научно-фантастическим романом «Дюна».

Читайте также: На чем Баффет делает деньги, когда падают рынки

Что означало купить машину, которую выпускает такой человек? Это роскошная машина, но есть и другие роскошные машины. Что особенного в Tesla, так это то, что это электрический роскошный автомобиль с нулевым уровнем выбросов, который претендует на блестящую поездку в устойчивое будущее.

Многие люди, на самом деле, используют свои автомобили, чтобы символизировать свой статус — более того, свою идентичность, продемонстрировать свои ценности, а также свое богатство.

Кто покупает Тесла

Богатых либералов отчасти привлек образ Илона Маска, воспринимаемого ими как модернового и продвинутого персонажа.

Кругман ссылается на человека, пишущего под ником Invictus, который использовал данные штата Нью-Йорк, чтобы сравнить политические взгляды на уровне округов с регистрацией Tesla. А также на Чарльза Габа, основателя ACASignups.net. Габа, приверженец анализа данных, известный многим пользователям Twitter, в частности, тем, что скореллировал данные о политических взглядах американцев и их статусом вакцинации, предположил, кто мог бы покупать себе такое авто.

Кругман также приводит данные опросов и сопоставляет их с данными Invictus на примере двух мест: округом Стьюбен, очень «трамповым» районом к юго-востоку от Буффало, и округом Вестчестер, богатым и очень «демократским» пригородом Нью-Йорка. В Вестчестере много Tesla, а в Стьюбене их почти нет. Так что Tesla — это бренд, клиентская база которого, в основном, состоит из богатых культурных либералов.

Читайте также: Пока Маск занят Twitter, покупатели отказываются от Tesla

Учитывая все это, публичное принятие Маском теорий заговора MAGA, пишет Кругман, является невероятно плохим маркетинговым ходом, практически предназначенным для того, чтобы оттолкнуть его основных покупателей. Зачем?

В истории Tesla есть параллель с биткоином. Несмотря на многолетние усилия, никому еще не удалось найти какое-либо серьезное применение криптовалюте, кроме отмывания денег. Но цены, тем не менее, подскочили из-за ажиотажа и по-прежнему поддерживаются группой закоренелых истинных верующих. Что-то подобное, наверняка, произошло и с Tesla, хотя компания действительно делает полезные вещи.

Читайте также: Маск решил поучаствовать в выборах: на кого он сделал ставку

Tesla, вероятно, в конечном итоге обречена на падение, даже если бы Маск и был тем, кем его представляли его поклонники, поскольку экономика бизнеса электромобилей просто не способствует долгосрочному господству на рынке.

Но Маск, возможно, смог бы отсрочить день расплаты, по крайней мере, на время, если бы ему удалось еще немного поскрывать свое истинное лицо от своих лучших клиентов.