Меньше двух лет на подготовку
Законы (№ 322-IX и № 323-IX), которые приводят отечественное законодательство в соответствие с новым соглашением между Украиной и США об иностранных счетах (FATCA), наделали много шума. Их утверждение в конце 2019-го года положило начало имплементации в украинское законодательство принципов автоматического обмена информацией CRS.
Напомню, что «Единый стандарт отчетности» (Common Reporting Standard) начал разрабатываться в 2013 году в рамках международной Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Читайте также: Когда налоговая узнает всю правду о зарубежных счетах украинцев
В мае 2014 года была одобрена Декларация ОЭСР об автоматическом обмене налоговой информацией. На cегодняшний день 110 государств официально выразили готовность имплементировать стандарт CRS, или уже сделали это.
Согласно CRS собирать и передавать своим властям информацию о счетах для последующего международного обмена должны все финансовые учреждения (банки, инвестиционные структуры, страховые компании), оперирующие на территории стран-участников.
По прогнозам, Украина к концу 2022 года уже может заключить договора об обмене информацией с большинством стран-участников ОЭСР. После чего все счета налоговых резидентов Украины, в том числе не только личные, а и контролируемых иностранных компаний, будут в «зоне видимости» украинских налоговых органов.
Как появляются «компрачикосы»
Во внешнеэкономической деятельности украинские бизнесмены традиционно используют иностранные компании в качестве инструментов налогового и финансового планирования. В сложившейся ситуации международной борьбы с некорректной налоговой конкуренцией, контроля и соблюдения правил compliance, когда нужно учитывать огромное количество нюансов, зачастую возникают причудливые структуры- «компрачикосы».
Типа английской компании с адресом в Лондоне, со счетом в грузинском банке, где директора и акционеры — панамцы, а бенефициар из Одессы. В нашей практике были композиции и похлеще. Самое уязвимое место таких структур — банковский счет, который без соблюдения условия compliance (соответствие деятельности компании с местом ее регистрации, обслуживающим банком и прочих условий) открыть очень сложно.
Читайте также: Фискалы нацелились на заграничные счета и бизнес украинцев
Поэтому и появляются эстонские компании со счетом в Казахстане или Армении. В этом контексте возникает вопрос, а есть ли аналоги CRS между, условно, странами СНГ (CIS)?
Аналоги CRS на постсоветском пространстве
В рамках стран бывшего СССР, если хотите, СНГ (CIS) подписан Протокол об обмене информацией в электронном виде между государствами — участниками СНГ для осуществления налогового администрирования. С 2021 года планируется обмен осуществлять на постоянной основе.
Кроме того, существует Соглашение между государствами — участниками СНГ о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы с нарушениями в этой сфере от 4 июня 1999 г. Его подписали, например Беларусь, РФ, Казахстан, Армения, Азербайджан. И действует оно как в отношении физических, так и юридических лиц, а также, что важно, не только в отношении их доходов, финансовых средств, но и «отдельных видов имущества», что обмен в рамках CRS пока не предполагает.
Кроме того, многие страны бывшего СССР подписали на двусторонней основе межправительственные соглашений об обмене информацией по налоговым вопросам. Та же Беларусь имеет такие не только со странами-членами СНГ, но и с Грузией и Украиной (
В свою очередь, страны СНГ заключили аналогичные двусторонние соглашения об обмене информацией с другими странами. К примеру, такие соглашения подписаны у Казахстана с Каймановыми островами, Швейцарией, Люксембургом. А у Азербайджана с Сингапуром и Бермудскими островами. Почти все страны СНГ имеют двусторонние Соглашения об обмене информацией с Кипром, который, в свою очередь, в рамках CRS сотрудничает с более чем пятьюдесятью странами — членами ОЭСР.
Почему это опасней, чем кажется
Каждое двустороннее соглашение об обмене финансовой информацией имеет свою специфику. В некоторых из них информация и каналы ее получения трактуются довольно широко и выходят за рамки двусторонних взаимоотношений, особенно если эти моменты касаются международных (не межгосударственных) обязательств, например в рамках ОЭСР.
Вторые имеют преимущественное право над первыми. А это важно, если учесть популярность банков Казахстана, Армении, Беларуси, Азербайджана у компаний из Англии, Сингапура, Кипра, бенефициарами которых являются налоговые резиденты Украины.
Живой практики в этом вопросе пока нет, ведь глобальные процессы CRS только запускаются в 2021—2022 годах. Но учитывая динамику и системность подхода в выявлении и последующем налогообложении доходов на уровне бенефициаров независимо от места их возникновения, одесситу, чья швейцарская компания имеет счет в Azer-Turk Bank, стоит задуматься.