Почему вступление в ЕС — не гарантия процветания

ЕС — не причина благополучия и достатка, который зальет Украину миллиардами денег с доступом на триллионный рынок. Это, прежде всего, огромная домашняя работа, предусматривающая:

  • адаптации к Директивам EC внутренних процедур (рост бюрократии);
  • борьбу с коррупцией (реальная борьба);
  • и борьбу с бедностью (стимулирование экономики).

Но важно другое.

Если членом ЕС становится страна со своей стратегией и своим собственным «проектом», то она станет процветающей, если это пассивные мямли с протянутой рукой — то бедность их не обойдет.

Характерные примеры:

  1. Польша (есть свой собственный «проект»)
    Вступила в ЕС в 2004 году с ВВП $255 млрд, сегодня $674 млрд
    CAGR — среднегодовой темп роста ВВП — 5,88%.
  2. Венгрия
    Вступила в ЕС в 2004 году с ВВП $104 млрд, сегодня $182 млрд
    CAGR — 3,35%
  3. Румыния
    Вошла в 2007 году с ВВП $174 млрд, сегодня $284 млрд
    CAGR — 3,56%
  4. Эстония (есть свой «проект»)
    Вошла в ЕС в 2004 году с ВВП $12,5 млрд, сегодня $36,26 млрд
    CAGR — 6,47%

Для сравнения: Украина в 2004 году с ВВП $67,2 млрд, сегодня (конец 2021) $200 млрд CAGR — 6,63%

Как видите, вступление в ЕС не является гарантией процветания.

Украина, не являясь членом ЕС и находясь 8 лет в состоянии войны с частью оккупированных территорий, показывает среднесрочный темп роста, сравнимый с лучшими примерами молодых членов ЕС — Польшей и Эстонией.​

Соответственно, не членство в ЕС является секретом успеха.

Кстати, напомню, что в 2004 году темпы прироста ВВП Украины были рекордными и составляли 12% в год. В том же 2004 году ПИИ (прямые иностранные инвестиции) в Украину составили почти $1,7 млрд, или 2,5% ВВП.

В следующие три года (сразу после Майдана) объем инвестиций в Украину вырос:

  • 2005 — $7,5 млрд (8% от ВВП $89,2 млрд)
  • 2006 — $5,7 млрд (5% от ВВП $111,9 млрд)
  • 2007 — $9,2 млрд (6,1% от ВВП $148,7 млрд)
  • 2008 — $9,9 млрд — рекорд (!) (5,3% от ВВП $188,1 млрд)

Эти же годы и были рекордными по темпам роста украинской экономики, по меньшей мере, в два раза обгоняя темпы роста ЕС.

Напомню, что именно инвестиции являются важнейшим источником экономического роста. Инвестиции вместе с ростом производительности труда. Именно это происходило в Украине в те годы (как и в Польше, и в Эстонии).

Читайте также: Резолюция ООН о репарациях для Украины: действительно ли это поможет получить деньги

НАТО — условная безопасность, которая не гарантирует инвестиций

Здесь будет краткий комментарий. НАТО — условие безопасности. Без безопасности об инвестициях можно забыть.

Мы, Украина, в свое время, поверили в туалетную бумажку, называемую «Будупештский Меморандум» (необязательный, но которым Украина получила подачку в $500 млн) и потеряли безопасность…

Теперь НАТО является важной понятной целью обеспечения безопасности. Но которая не гарантирует получение инвестиций. От слова «совсем».

Читайте также: Не тратьте время на изобретение украинского велосипеда: как отстраивать Украину

Что не так с налоговой политикой в Украине

Теперь самое интересное. Есть профаны, которые сегодня определяют в Украине экономическую политику, кричащие на каждом углу, что в Украине должны быть такие же налоги, как в ЕС… И что их нужно повышать.

Правда, эти не имеющие экономического образования профаны забывают такую вещь, что налоговая политика — всего лишь один из инструментов экономической политики.

То есть первичными являются экономическая политика и цели, достигаемые государством, а затем включаются инструменты, где налоговая политика — один из инструментов.

Теперь о функциях налогов. Налогово-бюджетная политика — это средство, посредством которого правительство корректирует уровень своих расходов и ставки налогов, чтобы влиять на экономику страны.

У налогов три основные функции:

  • фискальная (наполнять бюджет),
  • регулирующая (в том числе защита экономики),
  • стимулирующая (стимулирование экономического роста).

Говоря о налогах «как в Европе», важно помнить, что у Европы есть своя история развития, эволюция капитализма с колониями, войнами, долгим периодом «накопления жира» и сбережений.

И то, что европейский капитализм уже постепенно приобретает черты социализма. Не случайно же страны разделили на развитые и развивающиеся.

Развитая страна — суверенное государство, обладающее высоким качеством жизни, развитой экономикой и передовой технологической инфраструктурой, по сравнению с другими менее промышленно развитыми странами.

В этих странах проживает 15% мирового населения, но они при этом производят ¾ валового мирового продукта и создают основную часть экономического и научно-технического потенциала мира.

Развивающаяся страна — это суверенное государство с менее развитой промышленной базой и более низким индексом человеческого развития.

То есть эти страны изначально находятся в разных условиях и этапах своего развития, и нельзя применять к ним единые стандарты.

У развитых стран, как правило, больший процент перераспределения средств через бюджет (вследствие высших социальных стандартов и возможности их себе позволить).

Развивающиеся страны стремятся больше стимулировать развитие экономики и у них ниже налоговая нагрузка.

Смотрим статистику:

  1. Рейтинг стран по соотношению налоговых поступлений к ВВП,
  2. Список развитых стран,
  3. Список развивающихся стран.

Смотрим топ-10 налоговой нагрузки по каждой группе.

Развитые (топ-10 отсортировано по Индексу человеческого развития):

  1. Норвегия — 38,2%
  2. Швейцария — 28,5%
  3. Ирландия — 22,8%
  4. Гонконг — 14,1%
  5. Исландия — 37,7%
  6. Германия — 37,5%
  7. Швеция — 44%
  8. Австралия — 27,8%
  9. Нидерланды — 38,8%
  10. Дания — 46%

Среднее значение — 33,54%.

Развивающиеся (топ-10 по Индексу человеческого развития):

  1. Польша — 33,9%
  2. Саудовская Аравия — 3,4%
  3. Бахрейн — 7,8%
  4. Чили — 20,2%
  5. Катар — 4,9%
  6. Аргентина — 30,3%
  7. Бруней — 26%
  8. Черногория — 36%
  9. Румыния — 24,7%
  10. Казахстан — 16,4%

Среднее значение — 20,36%.

А теперь угадайте, какая налоговая нагрузка на экономику у развивающейся страны Украины?

Украина занимает 36 место по рейтингу человеческого капитала в группе развивающихся стран. С налоговой нагрузкой 34,2%, так же как и развитые страны.

Правительство уже считает ущерб экономики от вторжения и разрушений. Это боль — $350 млрд.

  • ВВП по итогам года упадет на 30%,
  • Безработица в конце года составит 30%,
  • Потребительский рынок сократился на 40%,
  • НБУ считает, что до конца года 8 млн украинцев будут не в Украине,
  • Завершение войны приведет к тому, что с фронта вернутся сотни тысяч людей, и они будут без работы и сбережений, а некоторые и без домов.

Западная помощь будет ограничена и коснется, преимущественно, восстановления инфраструктуры (транспортной и жилой). А что делать миллионам украинцев без работы? Вы представляете масштабы будущих социальных протестов? А реакцию на продолжение коррупции и рост налогов? Я даже не хочу об этом говорить.

Поэтому выход один — привлекать инвестиции. И вот здесь налоговая система и будет одним из магнитов или ядом. Ведь не зря весь мир строит и создает безналоговые свободные экономические зоны?

И в завершение, ответьте, пожалуйста, на вопрос: как Украина при такой доле государства в экономике (прямо как в развитых социальных странах, накопивших и сбережения, и богатства, и солидные пенсионные фонды) сможет развиваться, или хотя бы сама восстановиться?

Итог будет трагичным. По итогам войны, с массовыми разрушениями, уничтоженной экономикой, Украина может вообще прекратить свое существование как независимое государство, если не изменит в корне отношение к экономике и инвестициям.

Назовите мне, пожалуйста, три (или хотя бы одно) преимущества Украины для прихода в страну инвестиций? Уточню вопрос: почему инвестор из США, Китая, ОАЭ, Турции выберет Украину, а не Польшу (члена ЕС с кредитами под 5%, с налогом на выведенный капитал) для строительства нового завода?

Читайте также: Цены, ВВП, торговля, производство: как экономика Украины закрыла октябрь