Почему вступление в ЕС — не гарантия процветания
ЕС — не причина благополучия и достатка, который зальет Украину миллиардами денег с доступом на триллионный рынок. Это, прежде всего, огромная домашняя работа, предусматривающая:
- адаптации к Директивам EC внутренних процедур (рост бюрократии);
- борьбу с коррупцией (реальная борьба);
- и борьбу с бедностью (стимулирование экономики).
Но важно другое.
Если членом ЕС становится страна со своей стратегией и своим собственным «проектом», то она станет процветающей, если это пассивные мямли с протянутой рукой — то бедность их не обойдет.
Характерные примеры:
- Польша (есть свой собственный «проект»)
Вступила в ЕС в 2004 году с ВВП $255 млрд, сегодня $674 млрд
CAGR — среднегодовой темп роста ВВП — 5,88%. - Венгрия
Вступила в ЕС в 2004 году с ВВП $104 млрд, сегодня $182 млрд
CAGR — 3,35% - Румыния
Вошла в 2007 году с ВВП $174 млрд, сегодня $284 млрд
CAGR — 3,56% - Эстония (есть свой «проект»)
Вошла в ЕС в 2004 году с ВВП $12,5 млрд, сегодня $36,26 млрд
CAGR — 6,47%
Для сравнения: Украина в 2004 году с ВВП $67,2 млрд, сегодня (конец 2021) $200 млрд CAGR — 6,63%
Как видите, вступление в ЕС не является гарантией процветания.
Украина, не являясь членом ЕС и находясь 8 лет в состоянии войны с частью оккупированных территорий, показывает среднесрочный темп роста, сравнимый с лучшими примерами молодых членов ЕС — Польшей и Эстонией.
Соответственно, не членство в ЕС является секретом успеха.
Кстати, напомню, что в 2004 году темпы прироста ВВП Украины были рекордными и составляли 12% в год. В том же 2004 году ПИИ (прямые иностранные инвестиции) в Украину составили почти $1,7 млрд, или 2,5% ВВП.
В следующие три года (сразу после Майдана) объем инвестиций в Украину вырос:
- 2005 — $7,5 млрд (8% от ВВП $89,2 млрд)
- 2006 — $5,7 млрд (5% от ВВП $111,9 млрд)
- 2007 — $9,2 млрд (6,1% от ВВП $148,7 млрд)
- 2008 — $9,9 млрд — рекорд (!) (5,3% от ВВП $188,1 млрд)
Эти же годы и были рекордными по темпам роста украинской экономики, по меньшей мере, в два раза обгоняя темпы роста ЕС.
Напомню, что именно инвестиции являются важнейшим источником экономического роста. Инвестиции вместе с ростом производительности труда. Именно это происходило в Украине в те годы (как и в Польше, и в Эстонии).
Читайте также: Резолюция ООН о репарациях для Украины: действительно ли это поможет получить деньги
НАТО — условная безопасность, которая не гарантирует инвестиций
Здесь будет краткий комментарий. НАТО — условие безопасности. Без безопасности об инвестициях можно забыть.
Мы, Украина, в свое время, поверили в туалетную бумажку, называемую «Будупештский Меморандум» (необязательный, но которым Украина получила подачку в $500 млн) и потеряли безопасность…
Теперь НАТО является важной понятной целью обеспечения безопасности. Но которая не гарантирует получение инвестиций. От слова «совсем».
Читайте также: Не тратьте время на изобретение украинского велосипеда: как отстраивать Украину
Что не так с налоговой политикой в Украине
Теперь самое интересное. Есть профаны, которые сегодня определяют в Украине экономическую политику, кричащие на каждом углу, что в Украине должны быть такие же налоги, как в ЕС… И что их нужно повышать.
Правда, эти не имеющие экономического образования профаны забывают такую вещь, что налоговая политика — всего лишь один из инструментов экономической политики.
То есть первичными являются экономическая политика и цели, достигаемые государством, а затем включаются инструменты, где налоговая политика — один из инструментов.
Теперь о функциях налогов. Налогово-бюджетная политика — это средство, посредством которого правительство корректирует уровень своих расходов и ставки налогов, чтобы влиять на экономику страны.
У налогов три основные функции:
- фискальная (наполнять бюджет),
- регулирующая (в том числе защита экономики),
- стимулирующая (стимулирование экономического роста).
Говоря о налогах «как в Европе», важно помнить, что у Европы есть своя история развития, эволюция капитализма с колониями, войнами, долгим периодом «накопления жира» и сбережений.
И то, что европейский капитализм уже постепенно приобретает черты социализма. Не случайно же страны разделили на развитые и развивающиеся.
Развитая страна — суверенное государство, обладающее высоким качеством жизни, развитой экономикой и передовой технологической инфраструктурой, по сравнению с другими менее промышленно развитыми странами.
В этих странах проживает 15% мирового населения, но они при этом производят ¾ валового мирового продукта и создают основную часть экономического и научно-технического потенциала мира.
Развивающаяся страна — это суверенное государство с менее развитой промышленной базой и более низким индексом человеческого развития.
То есть эти страны изначально находятся в разных условиях и этапах своего развития, и нельзя применять к ним единые стандарты.
У развитых стран, как правило, больший процент перераспределения средств через бюджет (вследствие высших социальных стандартов и возможности их себе позволить).
Развивающиеся страны стремятся больше стимулировать развитие экономики и у них ниже налоговая нагрузка.
Смотрим статистику:
- Рейтинг стран по соотношению налоговых поступлений к ВВП,
- Список развитых стран,
- Список развивающихся стран.
Смотрим топ-10 налоговой нагрузки по каждой группе.
Развитые (топ-10 отсортировано по Индексу человеческого развития):
- Норвегия — 38,2%
- Швейцария — 28,5%
- Ирландия — 22,8%
- Гонконг — 14,1%
- Исландия — 37,7%
- Германия — 37,5%
- Швеция — 44%
- Австралия — 27,8%
- Нидерланды — 38,8%
- Дания — 46%
Среднее значение — 33,54%.
Развивающиеся (топ-10 по Индексу человеческого развития):
- Польша — 33,9%
- Саудовская Аравия — 3,4%
- Бахрейн — 7,8%
- Чили — 20,2%
- Катар — 4,9%
- Аргентина — 30,3%
- Бруней — 26%
- Черногория — 36%
- Румыния — 24,7%
- Казахстан — 16,4%
Среднее значение — 20,36%.
А теперь угадайте, какая налоговая нагрузка на экономику у развивающейся страны Украины?
Украина занимает 36 место по рейтингу человеческого капитала в группе развивающихся стран. С налоговой нагрузкой 34,2%, так же как и развитые страны.
Правительство уже считает ущерб экономики от вторжения и разрушений. Это боль — $350 млрд.
- ВВП по итогам года упадет на 30%,
- Безработица в конце года составит 30%,
- Потребительский рынок сократился на 40%,
- НБУ считает, что до конца года 8 млн украинцев будут не в Украине,
- Завершение войны приведет к тому, что с фронта вернутся сотни тысяч людей, и они будут без работы и сбережений, а некоторые и без домов.
Западная помощь будет ограничена и коснется, преимущественно, восстановления инфраструктуры (транспортной и жилой). А что делать миллионам украинцев без работы? Вы представляете масштабы будущих социальных протестов? А реакцию на продолжение коррупции и рост налогов? Я даже не хочу об этом говорить.
Поэтому выход один — привлекать инвестиции. И вот здесь налоговая система и будет одним из магнитов или ядом. Ведь не зря весь мир строит и создает безналоговые свободные экономические зоны?
И в завершение, ответьте, пожалуйста, на вопрос: как Украина при такой доле государства в экономике (прямо как в развитых социальных странах, накопивших и сбережения, и богатства, и солидные пенсионные фонды) сможет развиваться, или хотя бы сама восстановиться?
Итог будет трагичным. По итогам войны, с массовыми разрушениями, уничтоженной экономикой, Украина может вообще прекратить свое существование как независимое государство, если не изменит в корне отношение к экономике и инвестициям.
Назовите мне, пожалуйста, три (или хотя бы одно) преимущества Украины для прихода в страну инвестиций? Уточню вопрос: почему инвестор из США, Китая, ОАЭ, Турции выберет Украину, а не Польшу (члена ЕС с кредитами под 5%, с налогом на выведенный капитал) для строительства нового завода?
Читайте также: Цены, ВВП, торговля, производство: как экономика Украины закрыла октябрь