Проект бюджета ко второму чтению правительство утвердило еще 26 ноября. Однако выносить его в сессионный зал ВР до сих пор было бессмысленно из-за недостатка голосов для успешного голосования.
Читайте также: Бюджет-2021. Что изменилось ко второму чтению
Чтобы решить эту проблему, власть пошла по знакомому пути переговоров и закулисных договоренностей с отдельными фракциями и депутатами-мажоритарщиками.
Удачное голосование за бюджет означает, что уже в ближайшее время мы увидим ряд кадровых перестановок в Кабмине. Ротации во власти уже начались. После голосования за бюджетный законопроект в первом чтении главой Государственной продовольственно-зерновой корпорации был назначен Андрей Власенко, бывший областной депутат от партии Батькивщина.
Мажоритарщики могут записать себе в актив субвенцию на социально-экономическое развитие, общим объемом 6 млрд грн. Эти деньги теперь могут быть потрачены на улучшение инфраструктуры в их «подшефных» округах.
Выполнением договоренностей можно объяснить и удачное голосование за правки в Бюджетный кодекс, благодаря которым местные бюджеты и дальше будут оставлять себе 13,44% акциза на топливо, реализуемого в данном регионе. Соответствующая норма была введена в 2015 году, а с 2021-го должна была утратить силу. После переговоров в Кабмине согласились продлить действие этого положения при условии, что деньги будут строго расходоваться на строительство дорог.
Изменение Бюджетного кодекса за несколько часов до голосования за бюджетный законопроект разбалансировало доходную часть казны. Ведь топливный акциз в полном объеме был учтен в доходах госбюджета. Но это не единственный риск, уже на старте заложенный в главную финансовую смету страны.
Доходы: откуда возьмут триллион
В следующем году в госбюджет планируется собрать 1,092 трлн грн или на 70 млрд больше, чем в этом году. Такой рост должен быть обеспечен в том числе и за счет увеличения налоговых поступлений — на 13% (по сравнению с текущим годом). При запланированном росте ВВП на 4,7% и ускорении инфляции до 7,3% такая перспектива выглядит вполне реалистично (сами макропоказатели – отдельная тема).
Но вот в разрезе доходов от отдельных обязательных платежей возможность выполнения доходной части выглядит просто утопично. Например, поступления от уплаты налога на доходы физлиц должны вырасти по сравнению с нынешним годом почти на 24%.
Благодаря запланированному на следующий год повышению зарплатной минималки Кабмин прогнозирует рост номинальной зарплаты с 11254 грн (ожидаемых на конец 2020 г) до 13 632 грн в следующем году или на 21%. Остальное, очевидно, придется добирать за счет детенизации рынка труда (читай – усиления проверочной деятельности).
Но по-настоящему утопично выглядят запланированные доходы от НДС. Скажем, поступления от «ввозного» НДС в следующем году должны вырасти на 10%, а от «внутреннего» НДС — сразу на 56%. Что это значит? – По данным Госказначейства, к 16 декабря в казну поступило 359, 4 млрд грн от НДС, уплаченного с товаров, ввезенных и произведенных в Украине. Еще пару десятков миллиардов соберут до конца года. Но фокус в том, что в следующем году придется собрать на 100 млрд грн больше.
Представляя бюджет в парламенте, Сергей Марченко пояснил, что все запланированные доходы от налогов тщательно просчитаны и будут обеспечены за счет перекрытия минимизационных схем. Риторический вопрос – почему налоговая и таможня не перекрыли эти схемы в нынешнем году и пришлось пересматривать их планы по наполнению казны?
Сильно наращивать заимствования, перекрывая налоговые недоборы, тоже не получится. Бюджетный дефицит согласован с МВФ на уровне 5,5% ВВП. Изначально Минфин предлагал зафиксировать в бюджете-2021 кассовый разрыв на уровне 6%. Но фонду он показался слишком большим.
Впрочем в бюджете следующего года долговая нагрузка и без того очень велика. «701,8 млрд грн — это заимствования или 64% от доходной части бюджета. 627 млрд грн пойдет на погашение и обслуживание госдолга или 47% всех расходов казны», — сообщил глава подкомитета ВР по государственной экономической политике Александр Колтунович.
Любимые «дети» казны
Однако это не помешало разработчикам бюджетного закона при формировании отдельных расходных статей проявить особую щедрость.
«Между первым и вторым чтением внесли ряд изменений, но не в пользу образования, культуры и медицины. Уменьшили образовательную субвенцию почти на 3 млрд грн, трансфер Пенсионному фонду — на 8,5 млрд грн, субвенцию на учебные заведения и здравоохранение — на 2 млрд грн. И это еще не все список. А что же оставили? — Заоблачную цифру на Офис президента, увеличение финансирования на Офис Генпрокурора и Государственное бюро расследований», — сообщил член бюджетного комитета ВР Алексей Гончаренко.
Например, стоимость обслуживания Офиса президента в следующем году перевалит за миллиард гривен – «плюс» почти 358 млн грн или примерно «плюс» 40%. На 421 млн грн дороже (или на 24%) обойдется в следующем году налогоплательщикам содержание наших депутатов.
По словам Сергея Марченко, в 2021 году до рекордного уровня – 5,93% ВВП, вырастут расходы на сектор безопасности и обороны. Что для воюющей страны выглядит вполне логично.
Однако, как сообщила член парламентского комитета по внешней политике и межпарламентскому сотрудничеству Ирина Геращенко, зарплаты военным не поднимали в этом году и не планируют этого делать в следующем. Финансирование Минобороны в следующем году сократится почти на 382 млн грн.
Зато, к примеру, содержание Офиса Генпрокурора вырастет с 7,9 млрд грн до 11,5 млрд грн, на МВД в следующем году потратят на 3,4 млрд больше.
Что получат учителя и врачи
Министр финансов анонсировал очередное повышение зарплат медикам и врачам.
«В бюджете на следующий год предусмотрено увеличение зарплат врачам на 30% и учителям – на 26%. Например, если сейчас учитель без категории получает 7580 грн, то после повышения зарплат будет получать 9511 грн, зарплаты учителей высшей категории вырастут с 10600 грн до 13400 грн», — сообщил Сергей Мраченко.
Читайте также: Денис Шмыгаль: за два года финансирование медицины вырастет на 60%
Однако рост благосостояния работников медицины и сферы образования может оказаться фикцией – денег на такое повышение нет.
«Цифры по субвенции на образование вызвали у руководителей местной власти шок. Почему? – предложенного правительством объема финансирования по этой статье хватит примерно на три квартала», — сообщил первый заместитель председателя Комитета ВР по регламенту, депутатской этики и организации работы парламента Сергей Евтушок.
С зарплатами медиков ситуация тоже туманная. Сейчас те, кто непосредственно работают с больными на коронавирус, получают доплаты. Например, зарплаты санитаров могут доходить до 17 тыс. грн, медсестер — до 21 тыс. грн, а врачей — до 30 тыс. Однако с Нового года доплаты должны были исчезнуть. При доработке бюджета решили обеспечить доплаты медикам из специального фонда. Но его наполнение будет зависеть от того, перечислит ли в бюджет средства «Нафтогаз» по результатам аудита.
Уже после утверждения бюджета на следующий год министр здравоохранения Максим Степанов сообщил, что его ведомство подготовило законопроект, привязывающий зарплаты медиков к прожиточному минимуму. По такому же принципу исчисляются сейчас и прокурорские зарплаты.
По мнению министра, зарплаты медработников должны стартовать с 23 тыс. грн — для врачей, с 17 тыс. грн — для среднего медперсонала и с 12 тыс. грн — для младшего медперсонала. Однако, чтобы это произошло, идею министра должны поддержать депутаты.
Но главное, на такую щедрость от государства нет денег. Их не хватает даже на финансирование уже запланированных расходов на медицину.
«Бюджет на следующий год – это дыра в финансировании медицины на 100 млрд грн. На вакцинацию выделено в 6 раз меньше необходимого. Недостаточно средств на финансирование медуслуг, в том числе и услуг по лечению ковида. Средства, предусмотренные на эти цели а также на 300-процентные доплаты врачам, закончатся уже в апреле», — рассказала член парламентского Комитета по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медицинского страхования Ольга Стефанишина.
Средств катастрофически не хватает и на финансирование других медицинских статей, например, на лечение онкологических и редких заболеваний.
Сколько будут получать льготники и пенсионеры
В следующем году прожиточный минимум будет пересмотрен дважды:
- с 1 июля он вырастет с 2 189 грн до 2 294 грн,
- с 1 декабря – до 2 393 грн.
Соответственно, дважды будут пересмотрены все социальные выплаты, привязанные к этому показателю. Однако многие социальные статьи явно недофинансированы. Скажем, финансирование мероприятий по соцзащите детей, семей и женщин наиболее уязвимых категорий населения урезано с 85,8 млн грн (в этом году) до 66 млн грн. Также существенно (более, чем на 562 млн грн) сократятся расходы на жилищные субсидии. А это значит, что кастинг претендентов на этот вид господдержки станет еще жестче.
Дважды в следующем году повысится и минимальная зарплата:
- с 1 января – с 5 тыс грн до 6 тыс грн
- с 1 декабря – до 6,5 тыс грн
Это означает, что дважды в следующем году будут пересмотрены зарплаты бюджетников и тех, кто получает зарплатный минимум.
Особенно богатым на события станет следующий год для пенсионеров. По информации Минсоцполитики, повышение пенсий в 2021 году получат около 10 млн людей преклонного возраста. Происходить это будет в 5 этапов для разных категорий пенсионеров.
Например, у лиц старше 65 лет со страховым стажем 30 лет (женщины) и 35 лет (мужчины) минимальная пенсия в течение 2021 года вырастет на 500 грн до 2600 грн. Также продолжится программа доплат для пенсионеров старше 80 лет, имеющие страховой стаж 20 (для женщин) и 25 лет (для мужчин), начнется программа для пенсионеров старше 75 лет с полным стажем.
Однако столь широкая программа будет означать, что ПФ еще глубже погрязнет в долгах перед бюджетом (особенно, если учесть срезанную субвенцию). В этом году задолженность фонда по краткосрочным кредитам достигла рекордных 66 млрд грн, 20 млрд грн из которых были накоплены за истекшие 11 месяцев. В следующем, скорее всего, Фонд продолжит набираться кредитов.
Сколько закатают в асфальт
Как сообщил министр финансов Сергей Марченко, в следующем году предусмотрены значительные вложения в инфраструктурные проекты, что должно стимулировать развитие экономики.
«89 млрд грн предусмотрено в бюджете-2021 на большое строительство, 4,5 млрд – на обновление «Укрзализныци», 2,4 млрд грн – на развитие аэропортов», — уточнил министр.
В целом капитальные расходы бюджета на следующий год при подготовке ко второму чтению были увеличены на 10,2 млрд грн до 100 млрд грн. Однако, если средств не будет хватать на социалку, начнут резать финансирование капитальных расходов.
Впрочем, все и без того понимают, что нынешний вариант бюджета придется переписывать. По результатам выполнения бюджета за первый квартал Минфину уже поручено рассмотреть вопрос об увеличении финансирования судебных органов и медицины.