Авторство законопроекта принадлежит группе депутатов во главе с председателем комитета по финансам, налоговой и таможенной политике Даниилом Гетманцевым. По его подсчетам, на сегодняшний день в Украине действует более 100 финансовых пирамид. На сайте Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) опубликован список сомнительных финансовых проектов, в котором фигурирует 113 компаний. У них есть признаки финансовых пирамид, но они продолжают легально работать в Украине.
Из ярких примеров — B2B Jewelry, которая, по словам Даниила Гетманцева, обманула 600 тысяч граждан на общую сумму $250 млн. Но, несмотря на широкую огласку в прессе и расследование СБУ, компания до сих пор привлекает вкладчиков «выгодными» предложениями.
Член НКЦБФР Максим Либанов говорит, что такая возможность у финансовых пирамид существует из-за отсутствия полномочий у регулятора. Мол, законодательство отстает от реальной жизни.
«Комиссия сейчас единственная в системе органов власти, имеет экспертный ресурс для противодействия этому явлению, но у нее нет инструментов, позволяющих реально бороться и предупреждать злоупотребления на финансовом рынке. Поэтому необходимо дать НКЦФПР новые полномочия для противодействия нарушениям и SCAM-проектам — исследовательские функции, доступ к информации не только о ценных бумагах, но и о движении денежных средств, показаниям пострадавших
Расширение полномочий НКЦБФР — лишь часть новаций законопроекта.
Читайте также: Организатор B2B Jewelry может «сесть» на 12 лет — СБУ
Пирамиды официально признают и запретят работать
Если верить нашему законодательству, финансовых пирамид в Украине нет — ни один закон не дает определения этому явлению. Поэтому ни регулятор, ни правоохранители не могут ему эффективно противодействовать: с точки зрения закона мошенники ведут обычную предпринимательскую деятельность.
Законопроект исправляет этот пробел — дает четкое определение финансовой пирамиды и описание ее деятельности. Юрист, А О «Мисечко и Партнеры» Ирина Низкая объясняет, что законопроект также вносит изменения в ст. 165 Закона Украины «О рынках капитала и организованных товарных рынках», которые устанавливают прямой запрет на создание и обеспечивание функционирования или продвижения финансовых пирамид. Иными словами, на любой стадии своего существования финансовая пирамида по законопроекту признается вне закона.
Законопроектом значительно расширен перечень мер воздействия, к которым может прибегать регулятор. Среди них публичное предупреждение, штраф, аннулирование лицензии на осуществление деятельности на рынках капитала, приостановка такой лицензии, запрет осуществлять операцию с финансовыми инструментами.
«Предполагается, что будут применяться финансовые санкции в отношении юридических лиц в размере до 10 млн грн или до 5% общего годового оборота такого юридического лица», — отмечает главный юрист ЮК WINNER Максим Багнюк.
Эти новации позволят если не полностью исключить возможность, то хотя бы сильно усложнить возникновение и работу финансовых пирамид. Но при этом никак не решают проблему тех, кто уже пострадал от их деятельности.
«Что касается существующих на сегодня финансовых пирамид, привлечение виновных лиц к уголовной ответственности, взыскание причиненного ущерба возможно исключительно в рамках уголовных производств, более того, закон вступит в силу только с 1 января 2023 года. Поэтому надеяться на привлечение к ответственности организаторов существующих пирамид и возвращение средств не стоит», — говорит юрист ЮК WINNER Максим Багнюк.
Хотя, по мнению его коллеги-юриста АО «Мисечко и Партнеры» Ирины Низкой, шанс возврата вложенных пострадавшими средств есть.
«Только если будет из чего возвращать, то есть в момент применения Комиссией мер влияния у финансовой пирамиды будут реальные активы в своем распоряжении», — уточняет она.
Читайте также: 13 мошеннических схем, которые позволили украсть у украинцев 362 миллиона
Аферистов смогут сажать
Прямой нормы об уголовной ответственности организаторов финансовых пирамид в законопроекте нет. Однако предусмотрено тесное взаимодействие комиссии с другими государственными структурами, в том числе и правоохранительными органами. А это то, чего сейчас не хватает силовикам для эффективной борьбы с мошенничеством на финансовых рынках.
«Если в ходе проверки будут установлены признаки совершения нарушения, привлечение к ответственности за совершение которого не относится к полномочиям комиссии, она сможет передавать материалы дела в правоохранительные органы», — отмечает Максим Багнюк.
Расследовать же уголовные дела будут непосредственно правоохранительные органы, а определять наказание — суды. Поэтому при наличии хороших адвокатов организаторы финансовых пирамид смогут бесконечно затягивать расследование, не говоря уже о рассмотрении дела в суде.
Читайте также: Почему Украине нужен свой фондовый рынок
Что предлагают доработать
В НКЦБФР оптимистично оценивают последствия введения законодательных новаций.
«Надеемся, что мы сможем значительно сократить текущее количество SCAM-проектов и не допустить их появления в будущем. Думаю, понимание того, что на рынке есть регулятор, который может применить определенные меры за нарушения, будет стимулировать участников рынка работать справедливо и открыто», — говорит Максим Либанов.
Эксперты же говорят, что законопроект требует доработки. Прежде всего это касается норм, устанавливающих порядок применения санкций НКЦБФР.
Например, сейчас в законопроекте указывается только предельная сумма штрафа, при этом размер санкций не ранжирован по существенности нарушения. Размер штрафа будет определять регулятор и это, по мнению экспертов, несет значительные коррупционные риски.
В НКЦБФР исключают такое предположение и объясняют, что при избрании меры правоприменения уполномоченное лицо будет учитывать характер, продолжительность, последствия и другие обстоятельства правонарушения, насколько субъект принял меры по возмещению ущерба, способствовал следствию.
К тому же возникновение коррупционных рисков или конфликта интересов будет блокировать внедрение на рынке четырех уровней надзора и, соответственно, четырех категорий уполномоченных лиц.
«В каждом случае это будут специально подобранные, вновь назначенные специалисты. На каждом этапе у обеих сторон будет возможность привлекать независимых экспертов, что поможет сделать процессы максимально объективными», — убеждает член НКЦБФР Максим Либанов.