Фонд на пороге перемен
В последние годы мы активно отстаивали необходимость реструктуризации долгов системы гарантирования, оставшихся в наследство после последнего банковского кризиса 2014−2017 годов, как предпосылку для повышения суммы возмещения по вкладам.
Эти два ключевых для развития банковской системы пункта заложены в нормы законопроекта 5542−1, который уже проголосован в первом чтении народными избранниками и со дня на день мы ожидаем его окончательного принятия.
Как Фонду гарантирования вкладов одновременно удается быть должником, досрочно выполнять свои обязательства по кредиту и повышать гарантии по вкладам? А главное, кто «оплачивает» наши инициативы и почему от попыток взыскать ущерб со связанных с банками лиц ни одна бюджетная гривна не пострадала?
Система гарантирования вкладов сегодня
Прошедший банковский кризис 2014—2017 годов привел к банкротству почти 90 банков — фактически половины банковской системы страны.
Общая сумма выплаченного возмещения почти 1,5 млн. вкладчиков достигла 90 млрд грн. Очевидно, ни одна система гарантирования в мире не смогла бы выдержать столь внезапную масштабную нагрузку без дополнительного финансирования.
Тогда, в самые сложные 2014−2015 годы, для поддержки Фонда пришло государство, предоставив под рыночные 9,99−14% почти 80 млрд грн заимствований.
Сегодня 47,3 млрд грн мы уже вернули (из них 13,4 млрд грн — начисленные проценты). И несмотря на это, за счет высоких процентных ставок, к 2031 году общий размер долга Фонда перед Минфином достигнет 108 млрд грн, из которых более 62 млрд грн — начисленные проценты.
Однако мы уже который год подчеркиваем: сумму возмещения по вкладам нужно увеличивать.
Читайте также: Без Ощадбанка: сумма вкладов украинцев в банках выросла до 627,6 миллиарда
Наконец-то мы максимально приблизились к этому долгожданному решению: после принятия народными избранниками законопроекта № 5542−1 и его подписания президентом, сумма гарантирования по вкладам будет повышена сразу в два раза — до 400 тыс. грн, а с 1 января 2023 года — до 600 тыс. грн.
Казалось бы, о каком повышении суммы возмещения может идти речь, когда у Фонда десятки миллиардов долгов перед государством?
Кроме того, не время для расходов на судебные процессы за рубежом против акционеров банков, причастных к масштабному выводу активов из ликвидируемых банков, скажут скептики.
Впрочем, каждый из этих шагов тщательно спланирован. За счет чего Фонд планирует покрыть расходы по их воплощению?
Откуда берутся средства Фонда: считаем вместе
Сразу разочарую «экспертов», которые уже приготовились обвинить Фонд в «проедании» бюджетных средств: ни одна бюджетная гривна на работу Фонда не тратится.
Основной источник формирования средств Фонда — регулярные сборы с банков-участников (сегодня это все банки, имеющие лицензию, кроме Ощадбанка).
Так системы гарантирования работают во всем мире: банки осуществляют регулярные взносы, а Фонд, в случае банкротства любого из этих банков, осуществляет выплаты гарантированной суммы возмещения его вкладчикам.
Однако масштабы прошедшего банковского кризиса внесли свои коррективы в работу системы. Сейчас Фонд одновременно должен формировать «подушку безопасности» для банковской системы и оплачивать безумные посткризисные счета.
Чем это грозит? Такое состояние возлагает все финансовое бремя последнего кризиса исключительно на систему гарантирования вкладов и на действующие банки.
Позиция Фонда: за банковский кризис должны платить, в первую очередь, причастные к его возникновению и обострению личности. Один из первоочередных шагов по восстановлению справедливости — утверждение программы реструктуризации долгов Фонда.
Речь идет не о прощении и не о списании. А исключительно о распределении источников поступлений для расчета: «тело» кредита будет возвращаться за счет средств Фонда (при условии накопления предусмотренной законодательством «подушки безопасности» на случай возможных неплатежеспособностей банков), а начисленные проценты — за счет взысканных средств со связанных с банками лиц, причастных к неплатежеспособности банков.
Читайте также: Какие вклады в банках государство не гарантирует
Инвестиции в будущее
Поэтому неудивительно, что топ-приоритет на ближайшее будущее Фонда — работа по взысканию ущерба, причиненного клиентам банков, менеджментом и владельцами ликвидируемых банков.
Один из акцентов — розыск и возврат активов, выведенных через схемы за границу. На сегодняшний день Фонд провел 12 процедур отбора иностранных юридических компаний для представительства интересов 17 неплатежеспособных банков по взысканию ущерба в иностранных юрисдикциях, на общую сумму выявленных убытков, что превышает 28 млрд грн.
Очевидно, работа в иностранных юрисдикциях — удовольствие не из дешевых. Может возникнуть вопрос, не влезает ли Фонд в карман банков или государства для реализации таких проектов? Ответственно заявляю: средства клиентов банков на процессы против акционеров обанкротившихся банков не идут.
Наш принцип — ориентация на собственный инвестиционный (купонный) доход, который всегда должен превышать сметные расходы Фонда. То есть расходы Фонда, в том числе на реализацию своих стратегических задач, финансируются исключительно за счет собственного инвестиционного дохода.
Даже в трудные кризисные годы мы придерживались этого принципа. И сегодня инвестиционный доход полностью покрывает расходы по взысканию ущерба со связанных лиц банков.
Конечно, у акционеров банков-банкротов всегда есть опция вернуть неправомерно выведенные миллиарды гривен, рассчитаться со своими бывшими клиентами и государством, взявшим на себя расчет со вкладчиками их банков, и сэкономить самый ценный ресурс — время. Потому что мы убеждены: возврат выведенных средств — только вопрос времени.
Все наши шаги сегодня — попытка улучшить наше общее «завтра». Мы убеждены: должны быть четкие, прозрачные и понятные правила для каждого субъекта банковского рынка.
Также должны быть очевидны и неотвратимые санкции за их нарушение. Ответственность за вчерашние ошибки — лучшая гарантия их неповторения.