По его словам, с точки зрения макроэкономики, у такого решения вполне ожидаемый эффект — стимулирование экспорта и возможность продажи валютной выручки по более выгодному курсу. Особенно это важно для двух категорий лиц — производителей аграрной продукции, морской экспорт которой в процессе разблокирования, и работников IT-отрасли.
Однако, у этого решения есть и не очень очевидные последствия.
Уплата налогов: почему от этого решения выиграли только ФОПы
Юридические лица, сохранявшие валютный доход, действительно выиграют от снижения курса гривны, поскольку они продадут валюту по более выгодному курсу. Но согласно стандартам бухгалтерского учета, положительная курсовая разница включается в их доход, а, следовательно, несколько увеличивает базу налогообложения.
Следовательно, налоговая нагрузка для юридических лиц фактически не изменится. Экономический эффект достигается за счет того, что больше гривны окажется в распоряжении, и за них можно профинансировать больше расходов, зафиксированных в гривне, без привязки к курсу.
Несколько иначе сработало изменение курса для физических лиц — предпринимателей, поскольку на них не распространяются правила бухгалтерского учета. Они по-прежнему будут признавать валютный доход по курсу, установленному на дату его получения. То есть те, кто не успел или намеренно не продал валюту во время ее поступления, еще и выиграют, поскольку уплатили налоги по курсу 29,25, а конвертировали по курсу 36,57.
Так, эффективная налоговая нагрузка для плательщика третьей группы составит не 2%, а лишь около 1,6%. Конечно, это лишь одновременный эффект и он не будет применяться к будущим поступлениям.
Читайте также: Правительство готовит новую пошлину на импорт: как это повлияет на курс доллара
Инвестиционная прибыль для ценных бумаг
Инвестиционная прибыль по операциям с ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте, определяется как разница между доходами от продажи актива с учетом курсовой разницы и расходами по его приобретению. Если доход получают в иностранной валюте, то для целей налогообложения он перечисляется в гривне по официальному курсу НБУ на дату получения такого дохода.
Аналогичный подход применяется и для расходов по приобретению инвестиционных активов. Если человек приобрел, например, акции иностранной компании за $1 тыс. 15 июля и продал их за ту же цену в валюте, то его инвестиционная прибыль будет составлять не ноль, как раньше, а около 7,3 тыс. грн из-за курсовой разницы. То есть такой человек должен еще и уплатить налоги в размере почти 5% от суммы первоначальной инвестиции.
Хорошая новость в том, что повышение курса вряд ли повлияет на налогообложение дохода по ценным бумагам, номинированным в гривне, кроме случаев, если они приобретены или продаются за валюту или их рыночный курс как-то связан с курсом НБУ. Но это уже другой вопрос.
Читайте также: 6 млн наших беженцев станут налогоплательщиками ЕС: что это значит
Доход от продажи недвижимости
Аналогичная ситуация с налогообложением дохода от третьей и последующих за год продаж жилья, если срок владения более трех лет, а также от второго и последующих за год продаж коммерческой недвижимости.
Напомним, облагаемый доход от продажи такой недвижимости рассчитывается как доход минус расходы на приобретение. Например, если двухкомнатная квартира в Киеве стоила $100 тыс., то во время третьей продажи в течение года такой недвижимости по той же цене в гривневом эквиваленте доход будет выше расходов и необходимо будет уплатить 19,5% налогов от такой разницы.
Понятно, что расчеты за недвижимость обычно ведутся в украинских гривнах, по крайней мере, на бумаге. Однако, также понятно, что цена недвижимости определяется в иностранной валюте, а значит, достаточно сильно зависит от рыночного курса. Разница здесь лишь в том, что цена недвижимости определяется по рыночному курсу валюты, который долго не «признавал» НБУ. Это несколько сглаживает эффект, то есть разница будет возникать больше за счет роста курса в связи с макроэкономическими факторами, а не курсовой политики НБУ, которая является лишь одним из таких факторов.
Это, однако, полностью не снимает необходимости налогового планирования продаж нескольких объектов недвижимого имущества в течение календарного года, в частности, за счет других доступных, в соответствии с законодательством, средств.
Читайте также: Наличный рынок: НБУ взялся за обменники
Значит, несмотря на то, что снижение официального курса гривны может быть важным шагом для стабилизации макроэкономики Украины и уменьшения нагрузки на государственный бюджет, бизнесу и частным инвесторам следует учесть еще и налоговые последствия.
В частности, это касается экспортеров, ФОПов и частных инвесторов в ценные бумаги, особенно иностранные, и недвижимость. Для некоторых это увеличение их налогооблагаемого дохода за счет курсовых разниц, для других — возможность несколько сэкономить на налогах.