Также регулятор отменил аналогичные ограничения на установление курса, по которому банки списывают со счетов клиентов средства в гривне, если клиенты рассчитываются гривневыми картами за рубежом.
Такие новации ударят по финансовым возможностям многих — от уехавших за границу украинцев до работников в сфере IТ. Где ошибся регулятор и как можно исправить ситуацию, на своей странице в фейсбуке рассказал управляющий активами Concorde Capital Артем Щербина. «Минфин» выбрал главное.
Продать за 29, купить за 38
Простыми словами, курс продажи валюты в банках теперь может превышать 32,17 грн/долл., аналогично — по другим валютам. Учитывая текущие курсы на наличном рынке, курс продажи USD должен быть в диапазоне 36−38 пунктов.
На страницах ФБ уже можно увидеть комментарии по конвертации гривны на карте при оплате заграницей выше 36 грн/долл. или 44 грн/фунт.
Читайте также: Стоит ли Нацбанку отпускать официальный курс доллара
Три промаха НБУ
С начала войны до начала мая регулятор был образцом монетарной политики мирового масштаба. Им удалось быстро унять панику первых дней, установить жесткие условия на валютном рынке и не допустить дефолтов банков перед вкладчиками и кредиторами. Действия НБУ, без преувеличения, должны войти в курсы преподавания банковского дела в ведущих ВУЗах и MBA программах.
В мае «что-то пошло не так». Первые ласточки появились, когда НБУ начал увеличивать печать гривны косвенными методами. Выплаты переселенцам, покупка военных ОВГЗ на 120 млрд грн и рефинансирование некоторым банкам. То есть начал появляться избыток гривны, что в условиях фиксированного курса очень опасно.
Дополнительно начала ухудшаться статистика по объему золотовалютных резервов НБУ (снижение с 27,5 до 26,9 млрд USD за три месяца с учетом распределения 1,5 млрд USD специальных прав заимствования МВФ).
По итогам мая негативная тенденция, конечно, продолжится. Я писал раньше, что второй квартал будет для Украины самым тяжелым с экономической точки зрения:
- в бюджет почти ничего не поступает, налоги все заранее уплатили еще в марте;
- порты продолжают быть заблокированными, валютная выручка минимальная;
- финансовая поддержка западных партнеров уменьшается;
- расходы на оборону растут, начинаются инфраструктурные расходы по восстановлению освобожденных регионов и прочее.
И третье — регулятор всеми правдами и неправдами боролся с арбитражерами — теми, кто ищет возможности купить, условно, валюту около официального курса (ниже 31,5) и продать по наличному (до недавнего времени около 35 грн/долл.). Каждый месяц выдавались определенные ограничения, и в мае регулятор таки преодолел арбитражеров. Это стало одним из факторов спекулятивного роста наличного курса.
Читайте также: Как НБУ создал проблемы для 6 миллионов украинских беженцев
К чему приведет решение
Теперь НБУ принял Постановление № 102. Сразу скажу, считаю решение неверным. Трудно, конечно, оценивать весь масштаб проблем с банками и валютой сейчас (много статистики просто не публикуется). Да и «измены» нам сейчас не нужно. Однако, последнее решение НБУ приведет к следующему:
- финансовые возможности украинцев, вынужденно выехавших за границу и вежливо державших гривну на банковских картах, уменьшатся на 20% (уже уменьшились);
- арбитражных возможностей появится еще больше, так как теперь будет полный хаос между кросс-курсами на иностранные валюты (к примеру, доллар к фунту 1,25 пунктов, а через гривну можно найти варианты 1,20 пунктов);
- уменьшение аппетита украинцев (и возможно нерезидентов) к военным ОВГЗ под 11% годовых в гривне;
- «издевательство» над бизнесом, особенно IТ, которые вынуждены конвертировать валютные поступления в гривну по курсу 29,25 пунктов;
- увеличение паники у населения в дополнение к поиску топлива, но это временно.
Читайте также: Гороховский призвал НБУ вернуть единый курс доллара
Что дальше
Мое видение более эффективного шага от НБУ. Назовем это «Постановление № 102-штрих»:
- повысить официальный курс с 29,25 до 32,75 пунктов (у этого уровня нет экономической основы, взял для примера)
- повысить учетную ставку с 10% до хотя бы 13% (этот шаг повысил бы инвестиционную привлекательность ОВГЗ и банковских депозитов)
- оставить предельные пределы продажи валюты банками на уровне +10% (те же 36 грн/долл., однако бедные IТ продают валюту по более или менее рыночной ставке)
- дополнительно, возможно, ограничить деятельность «обменников», чтобы снизить спекулятивный спрос.