О сотрудничестве с МВФ
Сейчас мы приближаемся к началу новой миссии МВФ (интервью было 10 ноября, миссия начала работу 11 ноября, — ред.), результатом которой должна стать договоренность на уровне персонала об этой мониторинговой программе.
Мониторинговая программа должна заложить основу нашей макроэкономической политики, а также фундамент для получения финансирования от других международных партнеров. А также эта мониторинговая программа должна стать переходным мостиком к полноценной программе с МВФ, которая будет предусматривать предоставление финансирования.
Эта миссия предполагает согласование параметров программы. Мы должны согласовать количественные критерии и в отношении бюджетных показателей, и показателей международных резервов, и монетарных показателей. А также обсудить те политики, которые будут заложены в меморандум, которые будут осуществлять украинские власти для обеспечения макроэкономической устойчивости в ближайшие месяцы и годы.
Мы надеемся, что первый пересмотр этой мониторинговой программы в начале следующего года станет основой для дискуссии о запуске полноценной программы с финансированием.
По-моему, сейчас говорить об объемах финансирования от МВФ не столь важно. Нам важнее, чтобы программа дала нашим другим международным партнерам определенный уровень доверия, комфорта и позволила привлекать от них гораздо большие суммы, необходимые, в частности, для того, чтобы получить $38 млрд, которые заложены в бюджет в виде внешнего финансирования.
Читайте также: Украина ожидает до $8 миллиардов внешнего финансирования до конца года — Марченко
О бюджете
Бюджет следующего года — это бюджет военного времени. Понятно, что он базируется на макроэкономическом прогнозе, который характеризуется достаточно высоким уровнем неопределенности. Так же оценки доходов и расходов, которые нужно будет производить, тоже являются объектом огромной неопределенности.
Я предполагаю, что в следующем году нужно будет вносить ряд корректировок в этот бюджет. Пока что бесспорным позитивом является то, что он предполагает отказ от эмиссионного финансирования. И, по нашему мнению, совместные усилия Министерства финансов, Национального банка, других органов власти позволят реализовать этот амбициозный план за счет привлечения внешних ресурсов и восстановления внутреннего долгового рынка.
Читайте также: Бюджет-2023: На социальную сферу выделено более 444 миллиардов (инфографика)
О макропрогнозе
Тот прогноз, который мы делали весной, учитывая огромный уровень неопределенности для экономики в условиях войны, оказался удивительно точным.
Приведу пример. Весной мы ожидали, что ВВП сократится на треть, многие организации ожидали сокращения ВВП в текущем году на 45%. Наши текущие оценки — это падение на 32%, так что в этом плане весенний прогноз был достаточно точным.
То же можно сказать и относительно других показателей. Например, по поводу эмиссии для поддержки бюджета и критических расходов правительства. Еще весной наши общие с Минфином оценки показывали, что нам потребуется около 400 млрд гривен монетарной эмиссии. И мы сейчас видим, что с высокой вероятностью выходим именно на эту цифру по итогам года.
У нас на сегодняшний день (на 10.11) выкуп ОВГЗ Национальным банком составляет 340 млрд гривен, и мы ожидаем, что в ноябре-декабре будем придерживаться нашего стандартного темпа в 30 млрд гривен монетарной эмиссии в месяц.
Относительно инфляции — результат оказался несколько хуже. Мы ожидали, что инфляция будет чуть выше 20% в этом году, но эффекты войны оказались глубже, из-за разрушения производственных мощностей, усложнения транспортной логистики, влияния на глобальные цены, энергоносители и продовольственные товары. И сейчас мы ожидаем, что в этом году инфляция будет около 30%.
Читайте также: Нацбанк прогнозирует спад ВВП Украины в четвертом квартале 2022 года на 35,6%
О сдерживании инфляции
В первый же день войны мы изменили наш подход к проведению монетарной политики. Мы отлично понимали, что использование стандартных методов для мирного времени, таких как процентная политика, не будет слишком эффективным. Поэтому мы зафиксировали обменный курс гривны к доллару США, использовали наши интервенции для этой фиксации, ввели ряд валютных ограничений для того, чтобы минимизировать использование интервенций и сохранить международные резервы.
Только после того, как мы увидели, что население, бизнес и экономика постепенно адаптировались к первому шоку и начали восстанавливаться рыночные основы принятия экономических решений, в начале июня мы реанимировали использование монетарного инструментария. Мы повысили учетную ставку, начали прикручивать поддержку ликвидности для банковской системы, учитывая ее высокий уровень и в целом надлежащее состояние банковской системы, несмотря на вызовы войны.
По сути, этот набор монетарных и немонетарных мер дает нам основания говорить, что, несмотря на ускорение инфляции во время войны, этот процесс остается контролируемым.
Еще летом мы ожидали снижения цен на продовольственные товары и энергоносители с тех пиковых уровней, которые были обусловлены, прежде всего, эффектами войны. С началом работы зернового коридора мы видели снижение цен на пшеницу, кукурузу, масличные товары.
Сейчас мы ожидаем, что эта тенденция постепенного снижения цен на мировых рынках сырьевых товаров продолжится, прежде всего, она будет обусловлена вялым ростом мировой экономики на фоне ограниченного наращивания предложения.
Одним из важных факторов нашего макроэкономического прогноза, особенно прогноза инфляции, является именно то, что цены на энергоносители и продовольственные товары будут постепенно снижаться в течение следующих кварталов.
Читайте также: НБУ прокомментировал уровень инфляции в октябре
Об учетной ставке
Мы ожидаем, что учетная ставка будет держаться на уровне 25% до II квартала 2024 года, и после этого мы начнем ее снижать.
Но, как всегда, мы даем объяснение, что это прогноз, а не обязательство Национального банка, и мы готовы менять наши решения и будущую траекторию ставки, в зависимости от того, как будут реализовываться те или иные предположения нашего прогноза.
Однако, мы также видим, что в случае реализации положительных рисков, на что мы очень надеемся, у нас будет возможность быстрее переходить к смягчению монетарной политики.
О резервах
До конца этого года мы ожидаем дополнительного повышения резервов с текущего уровня $25,2 млрд до $26 млрд вследствие получения запланированных средств, прежде всего, от Европейского Союза и Соединенных Штатов.
А в следующем году прогнозируем незначительное снижение, поскольку закладываем в наши прогнозы достаточно консервативные ожидания по поводу поступления международной помощи — менее $38 млрд, заложенных в бюджет в следующем году.
Но даже этот прогноз позволит нам удерживать уровень резервов сверх минимально необходимого уровня, сохранять присутствие Национального банка на валютном рынке, обеспечивать устойчивость курсовых и инфляционных процессов.
О внешних долгах и возможности их реструктуризации
Если брать исключительно государственный сектор, то в 2023 году общие валютные выплаты составят 6 млрд долларов США. Из них большая часть — 4,3 млрд — это валютные выплаты правительству, а еще почти 2 млрд — это погашение Национальным банком кредита перед МВФ. Если мы говорим о выплатах правительства, то из них 1,7 млрд — это выплаты по валютным ОВГЗ. То есть у нас, фактически, по внешнему долгу правительство должно выплатить лишь около 2,6 млрд долларов США.
И это, прежде всего, выплаты перед МВФ, по проектным кредитам Всемирного банка, перед другими международными финансовыми организациями, международными партнерами. То есть эти выплаты не предусматривают выплат перед частными кредиторами. Поэтому там нечего реструктуризировать.
О дефиците внешней торговли
У нас объективно из-за войны очень сильно сократился экспорт. Налаживание новых транспортных коридоров происходит, но не позволяет полностью компенсировать ту логистику, которая была до войны. Плюс произошло масштабное разрушение производственных мощностей, прежде всего, в металлургическом секторе. При этом потребность экономики как в потребительских товарах, так и в средствах производства для восстановления постоянно растет после того, как население и бизнес пришли в себя после первого шока войны.
Это объективные факторы, которые дополняются еще и тем, что значительная часть населения Украины на данный момент находится за пределами страны, и расходы этих мигрантов учитываются как импорт по статье «путешествия» в нашем платежном балансе. Собственно, это те факторы, которые обуславливают расширение дефицита внешней торговли.
Мы ожидаем, что этот процесс будет продолжаться до конца этого года и в первой половине следующего, после чего достигнет пика, и дефицит начнет постепенно сокращаться в результате восстановления экспортных возможностей и снижения рисков безопасности.
Читайте также: В НБУ рассказали, как будут облагаться налогом валютные депозиты с приобретенными по официальному курсу долларами
О заграничных переводах
За 9 месяцев этого года денежные переводы из-за границы сократились всего на 4% и составили почти 10 млрд долларов США. Они остаются одним из важнейших факторов формирования профицита текущего счета в этом году. При этом самое сильное снижение переводов наблюдалось в марте-апреле, а уже в последние месяцы мы видим даже несколько большие объемы, чем в прошлом году.
Этому способствует постепенное трудоустройство украинцев за границей. Это касается и трудовых мигрантов, которые ранее работали за границей на регулярной основе, а также наших граждан, вынужденных покинуть страну после полномасштабного вторжения России.
О роли евро на рынке Украины
Если до войны у нас доллар превалировал, прежде всего, в расчетах за сырьевые товары, то с началом войны логистические сложности и разрушение производственных мощностей в определенной степени снизили удельный вес сырья в экспорте. Плюс транспортные потоки через границу с Европой только усилились. Это привело к тому, что если, например, в 2021 году удельный вес евро в расчетах за экспорт товаров составил лишь 26%, то во втором квартале этого года он вырос до 44%.
Также мы видим, что, учитывая большое количество наших мигрантов в странах Европы, ощутимо увеличился спрос на наличный евро со стороны населения.
Об инструменте гривневого депозита с привязкой к курсу доллара
Мы рассчитывали, что этот инструмент станет одним из важных элементов для того, чтобы поддержать стабильность на валютном наличном рынке. Сейчас, после первых недель применения этого инструмента, мы, в принципе, довольны теми объемами, которые мы видим. Рост депозитов по этому инструменту происходит на уровне около $2 млн в день.
Но мы прекрасно понимаем, что спрос на этот инструмент, прежде всего, будет генерироваться тогда, когда у нас будут ухудшаться настроения на наличном рынке и, соответственно, будет увеличиваться разница между наличным курсом и официальным.
И как раз, по сути, это будет контрбалансирующий элемент, потому что рост спроса на этот инструмент в такие времена будет отвлекать с рынка ту гривну, которая могла бы «пойти» на покупку наличной валюты.
В последние недели, которые характеризовались, прежде всего, укреплением гривны на наличном рынке, спрос на этот инструмент не был столь большим. В целом, идеология этого инструмента предполагает именно контрбалансирующую роль.
Читайте также: Покупаем валюту с размещением на депозит: где выгоднее и сколько можно заработать
О курсе
Заметное укрепление наличного курса произошло в течение октября, в то же время, в ноябре, скорее, следует говорить о его стабилизации.
Главная причина укрепления наличного курса в октябре — решение логистических сложностей с доставкой наличной валюты в кассы банков. Эту проблему удалось преодолеть, в том числе благодаря проведению Национальным банком операций по подкреплению наличных касс банков. Ведь проблема у банков была только с физическим наличием наличной валюты, в то же время, безналичная валюта в банках была и есть в достаточном количестве.
Что касается перспективы до конца года, то Национальный банк не дает публичных прогнозов динамики курса, в том числе и на наличном сегменте. Но, что можно сказать точно, Национальный банк будет стараться не допускать значительного спреда между наличным и безналичным курсом. А последний, как известно, привязан к официальному курсу, корректировать который Национальный банк, по крайней мере сейчас, не планирует.