Изучение бизнеса

Фонды часто рассматривают инвестиции на ранних стадиях как своеобразную разведывательную операцию. Это помогает узнать компанию изнутри, зайти в нее раньше конкурентов. Максимизация прибыли для фонда в этом случае не главное. Не зря управляющие крупными фондами все чаще инвестируют в качестве бизнес-ангелов.

Крупные фонды, как правило, диверсифицированы. Внутри них есть несколько «субфондов»: одни инвестируют на ранних стадиях, другие — на поздних. Да, при инвестициях на ранних стадиях можно достичь самого высокого мультипликатора возврата на капитал: можно заработать в 50−100 раз больше, чем было вложено, например, превратить $50 тысяч в $10 млн. Однако основные деньги фонды зарабатывают гораздо позже, когда суммы инвестиций измеряются десятками и сотнями миллионов долларов. Например, Tiger Global жертвует относительной доходностью ради абсолютной. Фонд совершает большое количество крупных сделок, ориентируясь на доходность около 20%. Предполагается, что за счет большого количества сделок он в итоге заработает больше денег, чем конкуренты.

На пути к другой цели

Участие в определенных раундах помогает фондам усилить нетворк — развить отношения с фаундерами и другими фондами. В будущем хороший инвестиционный имидж поможет выходить на лучшие сделки и получать лучшие условия. Это особенно важно, когда речь идет о высококонкурентных сделках, за возможность участия в которых происходят настоящие «битвы титанов».

Читайте также: Летняя школа трейдинга: учимся зарабатывать на колебаниях валютных пар

«Единороги» в портфолио также помогают привлекать LP (Limited Partners) — инвесторов, которые приносят деньги в венчурные фонды. Такую тактику в начале своего пути использовал, например, Andreessen Horowitz: они инвестировали в компании с высокими оценками, переплачивая за вход. Поэтому их первые фонды имеют меньшую доходность, чем последующие.

Эксперименты

Крупные венчурные фонды постоянно ищут что-то новое, чтобы улучшить инвестиционную стратегию. Экспериментируя, они надеются «поймать альфу» — дополнительную доходность от вложений в «слепые зоны», куда не смотрят другие инвесторы.

Так было, например, с Uber: поначалу компания стоила дешево, потому что никто не верил в ее нестандартную бизнес-модель. Но фонд Benchmark Capital не прогадал, вложив в 2011 году $9 млн на раунде A и дополнительно инвестировав в каждом следующем раунде. После IPO Uber оценка доли Benchmark Capital выросла до головокружительных $6,8 млрд.

Читайте также: Куда инвестируют Роналду и Бекхэм

Крупные фонды тратят на эксперименты в среднем 5−10% своего инвестиционного бюджета. Но поймать альфу смогут только те, кто обладает визионерским взглядом. В большинстве же случаев, когда фонд пробует силы в новой индустрии, риск вложений значительно выше. Это нужно учитывать, когда решаешь идти за фондом.

Еще более рисковым экспериментом — практически на грани фола — могут быть инвестиции в погоне за хайпом, когда венчурные фонды боятся упустить идею, о которой все говорят. Яркий пример — NFT.

Выводы

Секрет успеха известных фондов не в отдельных сделках, а в общей стратегии — инвестировать в большое количество проектов, работающих в отраслях, где есть у вас экспертиза. И такой подход можно повторить даже с небольшими суммами.

Например, один известный частный инвестор с легкостью выписывал чеки на дискотеках. По факту это был просто «быстрый чек», который он мог себе позволить без сожалений в случае неудачи. Стратегия сработала, потому что инвестор давал деньги многим компаниям. Но бизнес-ангелы, которые пошли за ним и инвестировали лишь в некоторые из тех проектов, часто проигрывали.

Читайте также: Инфляция в США: почему ее боятся инвесторы и как защищают свои портфели

Когда начинающие инвесторы приходят в венчур, многие из них мечтают найти свой Uber или Facebook, стать причастными к большой истории, меняющей мир. Но на самом деле основные деньги здесь зарабатываются на компаниях, о которых большинство людей никогда не услышат.