Космические темпы
Освоение космоса никогда не шло так стремительно. И это при том, что от предыдущей концепции покорения космоса пришлось отказаться. Сегодня упор делается не на запуск пилотируемых миссий, а на создание космической инфраструктуры.
В рамках этого проекта создается огромное количество продуктов и услуг, в том числе довольно необычных и, на первый взгляд, бесполезных.
Взять к примеру кубсат, обслуживающий из космоса блокчейн Qtum. Авторы проекта уверяют, что переход на более простой, но менее энергоемкий алгоритм и космический майнинг — необходимый для массового принятия криптовалюты шаг.
С недавних пор фаундеры подобных проектов без проблем находят финансирование. Одно за другим государства снимают жесткие запреты и ослабляют регуляторную политику в отношении космоса. Доступ к его освоению получили частные компании. Деньги в этот сектор может влить кто угодно.
Порог входа снижается, а интерес, наоборот, растет. Как результат, количество инвестиций в космос зашкаливает. В прошлом году в сферу вложили рекордное количество денег — $8,9 млрд. Но ажиотаж среди инвесторов не стихает: только за первый квартал 2021 года в космические компании инвестировали $5,7 млрд.
Есть несколько причин, почему деньги в космос прибывают все быстрее.
Бум SPAC-компаний
SPAC — относительно новый инвестиционный инструмент. По сути это компании-пустышки, предприятия без операционной истории. Их создают для слияния или поглощения и последующего вывода на биржу других компаний.
Первой компанией космического сектора, взлетевшей после слияния SPAC-методом, стала Virgin Galactic. В 2019 году венчурный капиталист Чамат Палихапития заплатил за 49% туристического сервиса Ричарда Брэнсона $800 млн.
С тех пор акции Virgin Galactic выросли в четыре раза, а переход на SPAC стал для космических проектов своеобразным трендом: по такой схеме публичными компаниями становились Astra Space, Momentus, Redwire и Voyager Space Holdings.
Читайте также: Сколько можно заработать на «пустых» акциях
Прошлый год стал самым активным по количеству слияний и поглощений за всю историю существования космической отрасли: в 200 компаний SpaceTech-сектора инвестировали $7,7 млрд. Но 2021-й гарантировано побьет этот рекорд: только за первый квартал в космическом секторе проведено SPAC-сделок на сумму $7,2 млрд.
Спутниковый интернет
Сегодня концепцию широкополосной связи, которую обеспечивают спутники на низкой околоземной орбите, реализуют три компании — SpaceX, Telesat и OneWeb.
В начале года все они успешно закрыли очередные раунды финансирования. SpaceX собрала $850 млн, Telesat и OneWeb — по $400 млн. СМИ смаковали подробности, а инвесторы на фоне хайпа вливали деньги во все, связанные с космосом, проекты.
Космический туризм
Космический туризм набирает обороты, а новости питают тему, как вода сухую землю. 11 июля в космос — пусть о его границе и спорят — уже сгонял Ричард Брэнсон. 20 июля туда слетал основатель Amazon Джефф Безос. Его компания Blue Origin продала свободное место на корабле New Shepard. Попутчик Джеффа заплатил за билет $28 млн.
Программы Amazon и Microsoft
В июне 2020 года Amazon Web Services объявила о создании нового космического подразделения — Aerospace and Satellite Solutions. Оно будет обслуживать любые проекты, связанные с космосом, — от пуска ракет до создания систем управления полетами и спутниковых систем.
Три месяца спустя Microsoft начала предоставлять услугу Azure Orbital — возможность напрямую соединить спутники с сетью облачных вычислений Microsoft Azure.
Куда вкладывать
1. Спутниковый интернет
Аналитики Morgan Stanley считают, что широкополосный спутниковый интернет через 20 лет будет составлять от 50% до 70% доходов мирового космического сектора.
По мнению MS, стоимость мегабайта беспроводных данных уменьшится в разы. В 2040 она будет составлять менее 1% от сегодняшнего уровня. Но прибыльность сектора будет связана с экспоненциальным ростом спроса на эти услуги. Не только из-за появления интернета в местах, где его еще нет, но и ввиду повышенного спроса новых сегментов, вроде автономных автомобилей, интернета вещей, искусственного интеллекта, виртуальной реальности и потокового видео.
Читайте также: Что будет, когда заработает спутниковый интернет Маска
2. Космический туризм
В 2020 году на космическом туризме заработали $800 млн. К 2030 году, по прогнозам UBS, этот сегмент космической индустрии составит $3 млрд в год.
3. Добыча полезных ископаемых в космосе
Пока что asteroid-mining многими воспринимается исключительно как концепт. Во всяком случае, точно назвать дату запуска первого аппарата на астероид не может никто.
Тем не менее, акции таких компаний торгуются на биржах, а инвесторами в космический майнинг стали исполнительный директор Alphabet Ларри Пейдж, основатель Virgin Group Ричард Брэнсон и соучредитель Ethereum Джозеф Любин.
Читайте также: Основатель Amazon Джефф Безос побывал в космосе: 5 фактов о полете
Если рассматривать добычу полезных ископаемых в космосе исключительно как инвестиционную возможность, стоит учитывать, что этот сегмент растет на 24% в год и к 2025 году его капитализация составит $2,84 млрд.
4. Производство спутников
Сейчас вокруг земли кружит около 3 000 активных спутников, но их количество постоянно увеличивается. Одна только SpaceX собирается увеличить количество собственных спутников до 40 тыс. штук.
Потребность современного рынка в спутниках и инфраструктуре настолько велика, что к 2028 году капитализация этого сектора может достигнуть $485 млрд, при том что в 2019 году она составляла $279 млрд.
5. Утилизация космического мусора
Орбита земли уже напоминает свалку. Прямо сейчас над нашими головами кроме 20 тыс. крупных объектов кружит более 100 млн обломков, размером от миллиметра до 10 см.
Двигаясь со скоростью 30 000 км/ч, даже крошечные обломки представляют угрозу для работающих спутников. Хотя бы поэтому проблему нужно срочно решать. К тому же, от состояния околоземного пространства зависит будущее всего рынка космических услуг, поэтому проектов по утилизации космического мусора хватает.
Сегодня на рынке существуют компании по мониторингу околоземного пространства (Electric Optic Systems), службы предотвращения столкновений спутников (LeoLabs), компании, создающие решения по утилизации мусора (Launchspace Technologies) и даже космические буксиры, способные выводить спутники на необходимые орбиты, в том числе и для утилизации (D-Orbit).
Читайте также: В 2030 году рынок космического туризма достигнет $3 млрд: как получить свою долю
О востребованности таких проектов свидетельствует, к примеру, история японского стартапа Astroscal. Компания создает аппараты для выведенных из эксплуатации спутников и утилизации другого космического мусора. Год назад, по завершении инвестиционных раундов, проект собрал $191 млн.