Первые месседжи финансовому рынку новый руководитель Нацбанка озвучил уже во время своего вхождения в должность, когда новый руководитель был представлен президентом Владимиром Зеленским сотрудникам НБУ.
Пышный поддержал сохранение учетной ставки на уровне действующих 25% годовых, назвал адекватным текущий официальный курс доллара на уровне 36,57 гривен. А среди приоритетов назвал стабильность банковской системы, активизацию работы с МВФ и привлечение совместно с Минфином в 2023 году до $38 млрд для финансирования бюджетного дефицита.
Задача 1: сотрудничество с МВФ
Надежды правительства и Нацбанка запустить расширенную программу сотрудничества с Фондом на сумму до $20 млрд уже с ноября озвучивал еще Кирилл Шевченко. Но МВФ пока ограничился ускоренным выделением Украине $1,3 млрд, и сейчас лишь изучает возможные варианты нового сотрудничества с целым рядом условий, хотя наша страна находится в состоянии полномасштабной войны.
На решениях Фонда «завязаны» многие другие проекты финансовой помощи Украине. Поэтому перед Андреем Пышным стоит нелегкая задача выполнить очередное «домашнее задание» МВФ по банковскому сектору, которое пока еще не сформулировано окончательно. А найти то, не зная что, — всегда очень непросто. Тем более, в условиях войны и падения ВВП на 30−35% только за 9 месяцев этого года.
От того, как «стартанет» новый руководитель НБУ в этом направлении, во многом зависит его дальнейший «вес» в экономическом и политическом бомонде Украины в ближайшие годы. Пока же чиновники МВФ подстраховались и согласовали с другими украинскими международными кредиторами, ЕС и США, что наша страна будет в первую очередь погашать долги перед фондом.
Читайте также: Госдолг может достичь 100% ВВП: как Украина будет рассчитываться с кредиторами
Для решения поставленных задач Андрею Пышному понадобится команда единомышленников, которых он и приведет в Нацбанк.
Революция в ключевых подразделениях НБУ при смене главы — одна из «традиций» этой структуры. Поэтому ключевые замы, курирующие валютный и юридический блок (столь любимый новым главой еще со времен банковской карьеры в Ощадбанке), монетарную политику, международные программы сотрудничества, координацию Нацбанка с Минфином и правительством, а также надзор, либо сработаются с Андреем Пышным, либо уйдут по собственному желанию.
Хотя я не исключаю, что часть кадровых перестановок станет сюрпризом для старой команды Нацбанка.
Ведь от того, как быстро все вертикали управления в Нацбанке начнут работать в унисон с новым главой (у Кирилла Шевченко это до конца так и не получилось за все годы своей каденции), во многом зависит дальнейшая карьера не только самого Пышного, но и его ближайшего окружения как в финансовом, так и в политическом мире. А проигрывать Андрей Григорьевич очень не любит.
Задача 2: взаимодействие с Минфином
Второй серьезной проблемой для нового руководителя Нацбанка будет налаживание более тесного сотрудничества с Минфином для финансирования бюджетного дефицита. Полного взаимопонимания в этом вопросе между двумя финансовыми ведомствами при Кирилле Шевченко не было. Нацбанк со скрипом соглашался выкупать низкодоходные (по сравнению с реальным уровнем инфляции) военные бумаги Минфина, то есть старался минимизировать свои эмиссионные вливания.
А Минфин не спешил повышать доходность по этим бумагам. Результат такой несогласованности — серия провальных аукционов по размещению гривневых облигаций на первичном рынке. Лишь со временем и ценой неимоверных усилий НБУ удалось создать для себя отдельные условия оплаты бумаг из своего портфеля с плавающей доходностью.
Однако, главный конфликт не исчез. Регулятор по-прежнему старался минимизировать эмиссию. Еще и потому, что все шишки не только за девальвацию гривны, но и за растущую инфляцию падают на голову НБУ.
Зато, чиновники Минфина совсем не против запуска дополнительно печатного станка. Так как инфляционный налог на первом этапе увеличивает еще и налоговые поступления. Кроме того, девальвация при переоценке ЗВР увеличивает формальную прибыль Нацбанка, что увеличивает его отчисления в бюджет.
При Шевченко Нацбанк удерживал оборону, и в последние месяцы ограничивался плановыми 30 млрд выкупа облигаций ежемесячно. Удастся ли Пышному сдерживать такой прессинг — неизвестно. Но то, что для этого ему придется задействовать все свои финансовые и политические связи, — это точно. С другой стороны, взаимодействия между Минфином и Нацбанком точно не хватает. А это в итоге вредит украинской экономике.
Задача 3: курсовая стабильность
Третья проблема для Андрея Пышного — курс.Курсовой якорь в 36,57 гривен за доллар — не самый плохой вариант в условиях временной оккупации значительных территорий страны, регулярных обстрелов инфраструктуры, серьезного падения экспорта и замены импортом большого числа ранее производимой внутри страны продукции.
Увеличение эмиссии для латания дыр бюджета при увеличении проблемных кредитов в большом числе банков грозит новыми валютными цунами и проблемами с капитализацией у значительного числа финучреждений. Кроме того, крупные экспортеры не заводят часть валютной выручки. А в Украине работают лишь на минимуме тех валютных ресурсов, которые нужны им для финансирования текущих гривневых затрат на хоздеятельность.
Читайте также: Прибыль банковской системы упала в 5 раз. 38% банков в стране убыточные — Опендатабот
Это очень опасная тенденция: рост объема торговых кредитов, предоставленных резидентами Украины нерезидентам, за январь-август превысил $9 млрд. Для сравнения: в 2021 году этот показатель составлял всего около $1 млрд, что говорит о явном придерживании возврата валютной выручки в Украину от внешнеторговых операций.
Андрею Пышному придется искать возможности и методы, чтобы подвигнуть экспортеров активнее возвращать в страну валютную выручку. Один из таких действенных методов — периодическая девальвация гривны. Иначе (учитывая всевозможные варианты «карточного туризма» и рост доходности процентных ставок ФРС США и ЕЦБ), отток капитала из Украины через разные каналы снова усилится. Ведь на каждый валютный запрет Нацбанка всегда найдутся варианты его обхода. А это чревато дальнейшим сокращением ЗВР, которые сейчас поддерживаются только за счет западной финансовой помощи.
Хотя, качественное маневрирование между стимулированием экспортеров к возврату валютной выручки (в том числе, и через девальвацию гривны) и инфляционными последствиями эмиссии — опасная растяжка и вызов для регулятора и его главы.
Справиться с ним невозможно без постоянного контакта с основными игроками финансового рынка, согласованной политикой не только с Минфином, но и непосредственно с банками и крупнейшими предприятиями страны. Причем, что касается банков, — это не только 14 системно важных, но и небольшие финучреждения. И тут Пышному очень пригодятся его неформальные связи с большинством руководителей этих учреждений, а также знакомства с владельцами основных компаний Украины.
Скорее всего, альтернативы постепенной девальвации гривны для сглаживания экономических и финансовых перекосов в военное время новый руководитель Нацбанка не найдет. Напомню, что в проекте госбюджета на следующий год заложен среднегодовой курс 42,2 гривны за доллар и 50 гривен за доллар — на декабрь следующего года. И это — суровая реальность, а не просто расчеты правительства. Главное — провести такую девальвацию плавно, чтобы максимально нивелировать спекулятивную составляющую и нанести при этом минимально возможные потери сбережениям населения.
Кроме этого, нужно учитывать, что покупка населением валюты для дальнейшего размещения на депозит набирает обороты. С одной стороны, это дополнительная защита сбережений граждан, но с другой — это бомба замедленного действия. Поскольку стимулирует достаточно быстрый рост удельного веса валютных пассивов в банковской системе.
Читайте также: Покупаем валюту с размещением на депозит: где выгоднее и сколько можно заработать
Вскоре встанет вопрос обеспечения их возврата наличными ресурсами, что увеличит отток валютных средств из банков при малейшей панике населения. «Горячие деньги» в любой ситуации — плохо для экономики, а в условиях войны, да еще и в валюте — и подавно.
Эффективный контроль Нацбанка за своевременным возвратом населению валютных депозитов банками также станет задачей для руководства НБУ. Если сбоев не будет, граждане продолжат использовать предложенный им механизм. И это снизит давление на курс на наличном рынке. Если же будут малейшие сбои, люди просто будут забирать средства по окончании сроков валютных депозитов, что приведет к очередному оттоку валюты из легального сектора экономики «под матрац».
От того, насколько успешно начнет справляться новый глава Нацбанка со всеми вышеперечисленными серьезными вызовами уже в течение первых трех месяцев его каденции — в итоге зависит очень многое, как для украинского банковского бизнеса, так и для простых граждан.
Для этого Андрею Пышному придется находить компромисс между интересами большого числа разных экономических групп влияния в Украине, а также и среди наших иностранных партнеров.