Доходные машины

Рынок олд-таймеров за последние десять лет, согласно отчету Knight Frank 2020 Wealth Report, дал прирост в 194%, оставив позади предметы искусства, вина, недвижимости, акции и хедж-фонды.

За рынком ретромашин следят сразу два индекса. Один из них — HAGI Top Index, который отслеживает цены на винтажные модели Porsche, Ferrari, Bugatti, Alfa Romeo и других марок. Рейтинг Top Index вырос на 33,78% за 2019 год и более чем на 500% за предыдущие десять лет благодаря погоне коллекционеров за раритетами.

Читайте также: Вложили около $400 в автопром: объясняем свой выбор

Еще один индекс представлен страховой компанией Hagerty, которая следит за премиум-рынком машин ценой от $1 млн. Например, Mercedes-Benz 300SL, выпускавшийся с 1955 по 1963 годы, входит в число самых дорогих коллекционных автомобилей в мире. Если бы вы купили эту машину по заводской цене за $7 тыс., заперли ее в гараже и хорошо заботились о ней, то сегодня она принесла бы вам примерно $1,4 млн, приводит пример Bloomberg. Это около 8% годовой доходности, не учитывая инфляцию, хранение и техническое обслуживание. При этом если бы вы купили 300SL в конце 2014 года, то на сегодняшний день получили бы уже убыток 20%.

Что делает автомобиль коллекционным

Автомобили, имеющие историческое значение — те, которые обладали необычными техническими новинками или повлияли на развитие автопрома, — могут стать предметом коллекционирования. Особенно если они редкие. Например, Mercedes-Benz 300SL — первый послевоенный спортивный автомобиль, выпущенный в Германии. Главная его особенность — «крылья чайки», необычно открывающиеся двери, которые прикрывали главное новшество кузова, усиленную алюминиевую раму. Из-за этого он и получил двери, которые придали ему экстравагантный вид. Фактически они и предопределили будущий облик всех суперкаров, изготовленных после него. Эта модель вышла очень ограниченным числом экземпляров — их было всего 1400.

Соучредитель автомобильного клуба Манхэттена Майкл Причинелло считает, что востребованными становятся машины, которые обладают необычным дизайном или некой причудливостью, а также те, которые стали исторической вехой развития автомобилестроения. К таким машинам он относит Lamborghini Countach 1988 года. Необычная геометрия сделала модель запоминающейся. Другой вариант исторически важной модели — первые машины Tesla, ставшие одними из пионеров в сегменте массовых электрокаров.

Читайте также: Что будет со ставками по автокредитам в 2021 году

Риски скрываются не только в затратах на транспортные налоги и страховку, но и в правильном хранении и эксплуатации автомобиля. Техника может требовать реставрации или особенных условий содержания. Зачастую возраст коллекционных авто переваливает за 50, а то и 90 лет. Все это стоит дороже условной ячейки в сейфе для хранения бриллиантов или золота.

Но даже страховка, своевременный ремонт и бережное хранение не гарантируют прибыли.