К значительной части валютного спроса не было претензий, поскольку он имел военное назначение. Армия нуждалась в срочных закупках, и власти старались обеспечить украинских воинов всем, чем могли.
Но были и контракты, которые называли подозрительными, но откладывали вопросы, как говорится, до лучших времен. Хотя покупки бизнеса сильно ударили по золотовалютным резервам Национального банка, о чем руководство НБУ заявляло неоднократно. Экспортные валютные поступления в Украину резко упали, и Нацбанку приходилось активно продавать инвалюту из своих запасов.
Почему НБУ наконец начал проверять чистоту валютных контрактов
Регулятор отдельной графой ведет учет своих продаж/покупок доллара и евро на межбанке с начала полномасштабной войны. Данные публикуются каждую неделю. Из отчета видно, что почти за семь военных месяцев Национальный банк продал из резерва $15,8 млрд и €1,8 млрд, а откупить на рынке смог лишь $2,5 млрд и €110,97 млн. Просто колоссальные суммы, с учетом того, что до войны общий объем золотовалютного резерва НБУ находился в районе $30 млрд.
Ясно, что без поддержки международных партнеров/кредиторов Украина не смогла бы справиться. В ЗВР Нацбанка поступала и внешняя помощь (гранты), и кредитные валютные средства.
Чем больше тратил НБУ на межбанке, тем чаще звучали призывы активнее проверять валютные контракты нашего бизнеса, чтобы минимизировать возможные схемы по выводу капитала из страны. Теперь этим вплотную занялись, и пошли проверки.
Читайте также: В Украине стало больше валюты: откуда она поступает и на что это влияет
Что именно проверяет Нацбанк
Это не хаотичные ревизии, а целенаправленные проверки. Как известно, банки регулярно отчитываются перед Минэкономики по задолженности по валютным контрактам своих клиентов-субъектов внешнеэкономической деятельности, и Министерство передает данные в Нацбанк. Это контракты, под которые покупалась/продавалась инвалюта: контракты прошли контроль каждого отдельно взятого банка, по ним проводились внешнеэкономические расчеты. Но впоследствии по ним в каждом банке были зафиксированы долги. Финансисты уже отчитались по этим долгам, а теперь ревизоры будут проверять все обстоятельства их возникновения и делать свой вывод — об объективности факторов, по которым не выполнен контракт.
Сработал ли фактор непреодолимой силы, форс-мажор, или это была схема, а значит, имело место выведение/не поступление валюты и нарушение действующего законодательства. Когда могут применяться штрафы и даже открываться уголовные дела.
В своих отчетах каждый банк сам указывает причину возникновения долга по внешнеэкономическим контрактам клиента. Чаще всего, это:
- неправильное оформление документов;
- финансовая несостоятельность нерезидента;
- задержка груза на таможне;
- невыполнение нерезидентом условий контракта;
- невыясненные причины.
Это все официальные формулировки из банковских отчетов, которые видит в сведенных данных Минэкономики и Нацбанк. Согласно ним, всего на 1 сентября 2022 года общая задолженность по неисполненным импортным контрактам в Украине составляла $2,2 млрд (78,9 млрд грн в гривневом эквиваленте), по экспортным — $5,3 млрд (193,8 млрд грн).
Крупнейшие долги по импорту были зафиксированы у клиентов банков:
- «Клиринговый дом» ($518,4 млн),
- Райффайзен Банк Аваль ($296,2 млн),
- Ситибанк ($233,5 млн),
- ПУМБ ($221,3 млн),
- ОТП Банк ($144,9 млн),
- Приватбанк ($86,8 млн),
- Укрсиббанк ($85,3 млн),
- Укргазбанк ($69,8 млн).
Компании-импортеры, о которых отчитались банки, будут проверять со всех сторон: как на объективные факторы, так и на схемы по выводу капитала.
Данные: НБУ
По экспортным контрактам также есть подозрения. Например, на предмет переуступок прав требований: предприятие-экспортер отгрузило за границу товар и должно было получить по контракту экспортную выручку, чего не случилось из-за негласной договоренности между нашей компанией и внешним партнером — что тот не платит валюту в Украину, а отправляет ее куда-то дальше за границу.
Так, некоторые наши экспортеры особенно активно придерживали поступление в страну доллара и евро в начале войны — хранили средства за рубежом. На 1 сентября Украина недополучила по таким долгам сразу $5,3 млрд. Крупнейшие суммы недопоступлений по контрактам клиентов в своих отчетах указали:
- Райффайзен Банк Аваль ($1,4 млрд),
- Укргазбанк ($559,8 млн),
- КИБ ($461 млн),
- ОТП Банк ($434,2 млн),
- Ощадбанк ($383,3 млн),
- Укрэксимбанк ($379 млн),
- Приватбанк ($292,3 млн).
Начавшиеся сейчас проверки валютных контрактов в первую очередь коснутся субъектов внешнеэкономической деятельности. К подразделениям валютного контроля банков будут вопросы только, если они некорректно оформили свои внутренние документы. Инспекции могут занять несколько месяцев.
Читайте также: Украинские банки после 200 дней войны: как они проживут следующие 100 дней