Они коснутся как частных клиентов, так и представителей бизнеса, которые работают с валютой.

Наличный рынок. На фоне растущего спроса на наличную валюту и активной эмиссии гривны, НБУ пытается всеми способами ослабить давление на курс. Возможность покупки доллара за гривну в сумме до эквивалента в 50 тысяч гривен в месяц с обязательным размещением ее на депозит в банке на срок не менее трех месяцев сработала, но девальвация продолжилась. Теперь Нацбанк в объем наличной валюты, который банк может предложить населению, включил всю сумму приобретенной им с 13 апреля 2022 года у граждан безналичной валюты, а не половину от него, как было раньше.

Это, по замыслу чиновников, поможет банкам активнее гасить спрос на рынке. На самом деле, такое решение НБУ — полумера, так как главная проблема для банков заключается не в возможности продавать валюту согласно нормативной базы регулятора, а именно в физическом наличии валюты у них.

В условиях войны банкнотный бизнес банков стал более затратным и опасным, что сократило количество ввозимой наличной валюты в Украину. Кроме этого, беженцы, массово бежавшие от войны за границу в первые недели полномасштабного вторжения, вывезли значительные суммы СКВ. Теперь же, в условиях роста спроса на валюту, финучреждениям банально ее не хватает как на возвраты депозитов, так и для обеспечения валютообмена. Эту проблему надо решать.

Выход один — увеличив формальную возможность банкам продавать валюту, Нацбанку надо начать проводить уже давно обещанные им наличные валютные интервенции с последующим целевым контролем ее использования банками: только на возврат депозитов и на обменные операции в кассах. Одновременно, НБУ необходимо жестко и оперативно реагировать на все жалобы клиентов финучреждений на несвоевременный возврат валютных депозитов банками или нехватку долларов и евро в их обменниках. Для этого у регулятора есть целый штат соответствующих сотрудников.

Именно это действительно решило бы данную проблему. По моим расчетам, на первом этапе регулятору придется потратить на такие интервенции не менее $450−800 млн. Это снизит остроту проблемы, успокоит вкладчиков и клиентов банков.

Как только ажиотаж спадет, необходимые суммы для дальнейших интервенций будут снижаться. Даже в условиях войны, именно дефицит наличной валюты — главный враг привлечения банками достаточно больших средств в валюте, которые так и остаются под матрацами граждан.

Но НБУ пока не хочет тратить на это свои резервы. Поэтому у банков сохраняется дефицит наличной валюты в кассах, чего нет у обменок финкомпаний. Именно поэтому, обменники финкомпаний остаются главными игроками на наличном рынке.

Реструктуризация внешней задолженности клиентов банков. В условиях военных действий, попытки вывода капитала продолжаются. Это логично: деньги и инвестиции любят тишину. С начала войны Нацбанк сразу пошел на непопулярные, но необходимые в этой ситуации меры, чтобы пресечь непродуктивный, с точки зрения чиновников, вывод денег из страны. Действующие сейчас запреты не позволяют переводить иностранную валюту за границу для погашения и обслуживания украинскими предприятиями долговых обязательств перед нерезидентами. Однако, такие запреты сильно усложняли работу наших предприятий с контрагентами.

В новом постановлении НБУ определил, что теперь банки должны рекомендовать клиентам с имеющейся задолженностью перед нерезидентами обратиться к кредиторам с предложением ее реструктурировать на условиях, не хуже реструктуризации внешней задолженности правительства Украины. Для решения этого вопроса, чиновники разрешили таким заемщикам переводить валюту для уплаты процентных платежей по соответствующим кредитам при одновременном соблюдении следующих условий:

  • дата уплаты процентных платежей приходится на период с 24 февраля по 10 августа 2022 года (включительно);
  • отсутствие просроченных задолженностей заемщика по кредитному договору на 24 февраля 2022;
  • общая сумма средств, которую разрешается перевести в пределах одного кредитного договора в течение месяца, не должна превышать пятую часть от суммы процентов, подлежащих уплате в период с 24 февраля по 10 августа 2022 (включительно);
  • средства, используемые для покупки иностранной валюты и перевода валютных ценностей для уплаты процентных платежей, не должны привлекаться по кредитам от резидентов;
  • отсутствие задолженности по налоговым платежам;
  • заемщик продолжает вести хозяйственную деятельность после 23 февраля 2022 года, в том числе выплачивать зарплату сотрудникам и другие обязательные платежи.

Однако, внешние кредиторы вряд ли захотят работать с украинскими заемщиками на таких условиях. Дело в том, что коммерческие долги, как правило, оформляются на условиях, более привлекательных для потенциального инвестора-кредитора, нежели долги самого государства, так как риски для кредитора в первом случае считаются более высокими.

Поэтому, даже с учетом войны и позитивного отношения к нам со стороны наших западных партнеров на всех уровнях, нашим заемщикам стоит готовиться к большому количеству исков от внешних кредиторов.

Покупка валюты бизнесом для расчетов в СКВ. НБУ определил, что для осуществления расчетов в иностранной валюте клиент должен сперва использовать имеющуюся у него иностранную валюту, а дальше (при необходимости) покупать ее на валютном рынке Украины. Иными словами, клиенты лишаются права покупать СКВ, если имеют валюту на своих счетах.

По состоянию на 2 сентября 2022 года объем средств на валютных счетах клиентов — юридических лиц (без учета средств бюджета и внебюджетных фондов) в банках составляет $8,7 млрд. По замыслу чиновников, это уменьшит спрос на иностранную валюту и позволит сохранить ЗВР, которые необходимы для обеспечения обороны страны и стабильной работы экономики.

На самом деле, это самый спорный вопрос во всем Постановлении Нацбанка № 197. Ведь компании, которые имеют на своих счетах валюту, — это, в основном, экспортеры. В условиях и без того повышенных курсовых рисков они не тратили всю валютную выручку сразу, а делали это по мере необходимости в гривневых затратах. То есть они создали для себя своеобразную «подушку валютной ликвидности и безопасности», но они при этом заводили валюту в страну и увеличивали ликвидность в целом в банковской системе.

Теперь же они просто начнут тратить имеющуюся у них на счетах валюту до ее исчерпания. И, таким образом, она будет «уходить» из украинских банков — то есть корсчета банков в валюте начнут падать.

А вот будут ли экспортеры при таком требовании Нацбанка заводить новую валютную выручку в полном объеме — это серьезный вопрос. Они, скорее всего, начнут заводить ее в минимальных объемах.

В итоге, Нацбанк может получить обратный эффект в виде снижения валютных поступлений в Украину от компаний, которые работают в сложнейших условиях войны, платят налоги, сохраняют рабочие места и даже восстанавливаются в условиях дополнительных угроз как в военной области, так и в экономике.

Подобный запрет со стороны регулятора будет иметь краткосрочный экономический эффект, но способен серьезно ударить по объемам поступлений валютной выручки в Украину в средне- и долгосрочной перспективе.

И очень проблематично, чтобы валютный контроль банков и самого регулятора мог полностью проконтролировать объемы потенциальной, и, в конечном итоге, фактически заводимой валютной выручки компаниями.

Валютный надзор банков. От банков потребовали продолжать проводить четкий валютный контроль над экспортными и импортными операциями украинских предприятий, даже если те предоставили документы о прекращении обязательств путем взаимозачета. По замыслу чиновников, это повысит прозрачность денежных потоков по экспортно-импортным операциям.

На самом деле, в условиях войны контроль банков за соблюдением украинскими компаниями предельных сроков расчетов по экспортно-импортным операциям необходим и обязателен. Но введенный для бизнеса запрет на покупку валюты при условии ее наличия на счетах может спровоцировать массовые попытки обойти это ограничение.

Работы валютному контролю банков явно только добавится. И можно с уверенностью сказать, что штрафов за несоблюдение клиентами банков требований регулятора только прибавится.

В целом же, свежие новации НБУ решают только краткосрочную задачу активизации продажи валюты клиентами, у которых она есть на счетах, и сокращения за счет ее использования давления на курс.

Если же говорить о средне- и долгосрочной перспективе, то надо понимать:

  • сказав «а» на наличном рынке, Нацбанку надо сказать и «б», и начать наконец-то проводить наличные интервенции по продаже доллара и евро банкам, чтобы закрыть проблемы с валютным налом в кассах финучреждений;
  • требование о первоначальной продаже валютных остатков на счетах клиентов (или их расходования), и только затем возможности покупки валюты на межбанке, будет иметь очень кратковременный и явно спорный экономический эффект;
  • явно добавится работы валютному надзору банков и самому регулятору, как из-за попыток увеличения «схематоза» в экспортно-импортных операциях, так и за счет реально военных проблем в части контроля за такими операциями;
  • реструктуризация долгов украинских компаний полностью в том формате, который ее рекомендует проводить Нацбанк, вряд ли получится.