Что спровоцировало эту ситуацию, рассказал Forbes. «Минфин» публикует сокращенную версию статьи.
Что случилось с фондом Archegos
Archegos покупал у банков деривативы, а именно свопы на полный доход. Такой своп устроен следующим образом. Одна сторона платит оговоренную процентную ставку (фиксированную или плавающую), а в обмен на это получает платеж, равный полному доходу, который принес актив. Полный доход складывается из денежного потока и переоценки, в случае с акциями — это рост курса плюс дивиденды. Такой инструмент создает синтетическую позицию в активах — их как бы нет, но они есть.
Тот, кто получает платеж, зависящий от курса акции, как бы держит эту акцию, не покупая ее, причем держит в кредит, так как он платит процентную ставку взамен. Bloomberg пишет, что точный размер позиции фонда Archegos неизвестен, но он достигает десятков миллиардов долларов, может быть даже больше $50 млрд.
Использование свопов оказалось рискованной стратегией, так как при быстром снижении цен базовых активов возникли кратные убытки не только у Archegos, но и у контрагентов — инвестиционных банков. Если бы фонд держал активы напрямую, то у него не было бы такого эффекта от снижения цен базовых активов и закрытие позиций могло происходить упорядоченно.
По неофициальным данным, левередж (кредитное плечо) фонда достигал 8−10, говорит международный финансовый консультант FCP Financial Management Ltd. Исаак Беккер. Эксперт отметил, что это очень рискованные инвестиции, при которых удешевление хотя бы одной акции с большой вероятностью ведет к маржин-коллу.
Потери банков
Аналитики и экономисты пытаются оценить потери банков от банкротства фонда Archegos. Так, JP Morgan оценивает потери в $5−10 млрд, пишет Bloomberg со ссылкой на записку аналитиков банка. Авторы записки называют потери «очень значительными», добавляя, что потери компании Nomura могут составить $2 млрд, а спекуляции в прессе о потерях Credit Suisse в $3−4 млрд называют «не невероятным исходом».
«Мы до сих пор гадаем, почему Credit Suisse и Nomura не смогли полностью закрыть свои позиции к этому моменту», — пишут аналитики JP Morgan, добавляя, что ожидают полного раскрытия информации к концу недели. Оба банка выступали прайм-брокерами для фонда Archegos.
Goldman Sachs, Deutsche Bank и Morgan Stanley также были прайм-брокерами фонда, но они отделались куда меньшими потерями, что позволяет предположить, что некоторые банки договаривались друг с другом и координировали свои действия. Это позволило одним закрыть позиции вовремя, а другим пришлось нести потери, пишет CNBC. Бывший юрист SEC Марк Берман сказал CNBC, что регуляторы должны изучить не только как прайм-брокеры позволили Archegos собрать такую большую позицию, но и их коллективные подходы к переговорам и риск-менеджменту.
Читайте также: Почему не стоит переживать из-за падения рынка
Регулирующие органы США начали изучать причины краха фонда Archegos Capital Management, ставшего крупнейшим за последние годы, и роль в этом ведущих мировых банков, сообщил Bloomberg. Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) вызывала банки на встречу, где обсуждалось, что спровоцировало распродажу активов на $20 млрд. Финансовый регулятор FINRA опрашивает брокерские компании, пытаясь выяснить, какое воздействие на них оказывает эта ситуация, а также о любых воздействиях на их операции, потенциальных кредитных рисках и других угрозах.
Никто не замечал рисков
По данным Bloomberg, фонд Хвана представляет собой семейный офис. Семейные офисы создаются богатыми семьями для управления своими деньгами и благотворительными предприятиями. По данным исследовательской компании Campden Research, в 2019 году семейные офисы управляли активами на сумму около $6 трлн.
Bloomberg сообщил, что семейные офисы, которые управляют одним состоянием, обычно освобождаются от регистрации в качестве инвестиционных консультантов в SEC. Этим и воспользовался Хван, избегая отчетности, он не раскрыл своих владельцев, руководителей и точное количество денег, которыми он управляет.
По данным Bloomberg, Хван никогда не подавал отчет 13 °F о своих активах, который каждый инвестиционный менеджер, владеющий акциями США на сумму более $100 млн, должен заполнять в конце каждого квартала.
Читайте также: Как зарабатывать на акциях футбольных команд
Случившееся с Archegos Capital представляет собой системный риск, так как огромное количество ставок сделано на внебиржевом рынке. Эти сделки не видны другим участникам и не принимаются ими в расчет при определении рисков и лимитов. В итоге, как только на рынке происходит что-то относительно нестандартное, мы получаем распродажи и снижения неожиданно большой величины.