Сочетание благоприятных цен на агропродукцию украинских экспортеров с учетом рекордного урожая зерновых и пока еще высокие цены на руду и металл обеспечивают неплохой приток валютной выручки на межбанк.

Именно он пока перекрывает на валютном рынке:

  • сокращение переводов заробитчан;
  • рост валютных затрат на закупку энергоносителей;
  • общее увеличение активности импортеров по закупке товаров широкого потребления;
  • отток средств нерезидентов из гривневых ОВГЗ с дальнейшей конвертацией этой гривны на межбанке;
  • рост активности населения по покупке наличной валюты.

Полученные $2,7 млрд от МВФ позволили перекрыть значительную часть долговой нагрузки бюджета в период пиковых выплат внешних долгов. Поэтому пока для властей и НБУ все складывается достаточно удачно. ЗВР выросли до $31,61 млрд и все международные требования в части покрытия резервами трех месяцев критического импорта выполнены.

Определенную настороженность вызывает пробуксовка сотрудничества с МВФ в части перспектив программы stand-by. Но глава НБУ уверяет, что миссия МВФ приедет уже в сентябре. И, как это уже было не раз, все чиновники утверждают, что прогресс налицо и средства вот-вот будут получены.

Читайте также: Миссия МВФ может прибыть уже до конца сентября

Но после очередного приезда МВФ и длительных переговоров все государственные мужи заняты только тем, как снова снять с себя ответственность «за продолжение дискуссии» без конечного результата. А сама эпопея с получением нового транша уже вызывает улыбку даже у представителей африканских и азиатских стран, которые также активно, и главное — более успешно работают с Фондом. Борьба за капитал во всем мире только усиливается, но Украина с ее колоссальным потенциалом в реальности пасет задних.

Читайте также: В Украину впервые едет вице-президент Всемирного банка

В финансовом мире словам уже давно никто не верит и многочисленные увертки и уловки всех предыдущих и действующих украинских властей уже порядком надоели международным кредиторам. Они не готовы просто доверяться новым обещаниям. До тех пор, пока в украинском политикуме будет процветать имитация экономических реформ или их половинчатое исполнение, страна обречена на унизительный процесс выпрашивания денег. Причем в тех направлениях, где при другой постановке вопроса и организации процесса инвесторы бы выстраивались в очередь для сотрудничества.

Например, западные кредиторы справедливо не понимают, почему вместо того, чтобы закрывать проблему более 70 млрд долгов по ЖКХ, правительство предпочитает снова идти занимать средства на поддержание неэффективной и устаревшей системы оказания услуг населению. И надо помнить, что 70 млрд гривен — это сумма долгов еще до нового отопительного сезона, когда платежки вырастут в разы.

Читайте также: Долги украинцев за коммуналку за июль сократились на 3,5% — Госстат

Не понимают наши партнеры и проблемы с коррупцией. Антикоррупционных органов все больше, на них тратятся колоссальные средства из бюджета, но экономической и политической эффективности от их работы почти нет.

Рынок земли уже вроде бы и открыт для местных инвесторов, а ощутимого прогресса с миллиардами инвестиций с их стороны пока не наблюдается. Было обещано создание 1 млн рабочих мест с соответствующей европейской зарплатой для заробитчан, которые вернулись из-за границы во время локдауна. В результате они опять вернулись в те страны, где работали, так как так и не получили альтернативной хорошей работы у себя на родине.

Более того, эти страны вводят различные программы социальной адаптации с дальнейшей перспективой окончательного оседания этих украинцев там с учетом потребностей уже и их семей. Пример — недавние инициативы Польши. А это значит, что они будут обеспечивать рост польского ВВП, а не украинского, и скоро заберут туда свои семьи.

То есть поток переводов из-за границы, на который так рассчитывают чиновники Нацбанка, будет только сокращаться. Кроме этого, заробитчане — одни из самых экономически активных слоев украинского населения, которые до этого генерировали немалые поступления в местные бюджеты и обеспечивали страну качественными товарами и услугами. Наплевательское отношение государства к своим гражданам дорого обойдется Украине уже в ближайшее время и в любом случае отразится на всей экономике страны, в том числе и на валютном рынке.

Даже прирост иностранных инвестиций, которые закладывают в свои планы наши чиновники в несколько миллиардов долларов в год, — это капля в море, по сравнению с теми ресурсами, которые привлекают на IPO компании даже среднего масштаба в США или Европе.

Сейчас правительство делает ставку на привлечение американских инвесторов в экономику Украины и даже называет цифры в пределах $300 млрд. Это большие деньги по украинским меркам. Но, скажем, в сравнении с капитализацией и результатами деятельности компаний, входящих в S&P 500, это не такие уж значительные средства для тех же американских инвесторов и бизнесменов.

И если они до сих пор не вошли в подобные программы в Украине, то значит дело не в деньгах. А в том, что они хотят иметь гарантии возврата своих инвестиций и прозрачности работы. С первым и вторым у нас пока явные проблемы. И в этом главная причина, почему потенциально богатейшая страна в центре Европы на 31-м году своей независимости находится в числе самых бедных по доходам на душу населения и в целом по уровню жизни.

В таких условиях неразвитый украинский фондовый рынок является продолжением всех вышеописанных проблем и до сих пор не является основным инструментом для инвестиций и накоплений граждан, а также критерием оценки успешности того или иного гражданина в Украине.

Именно в силу этих причин основным критерием при оценке развития экономики на обывательском уровне большинство людей в Украине смотрит на курс доллара в обменнике. В то время как в США большинство американцев понятия не имеет о текущем курсе доллара к евро.

Их больше интересуют сводки с фондового рынка, показатели работы их собственного пенсионного фонда и состояние их банковского счета. И им не приходит в голову, что правительство может в очередной раз пересмотреть правила начисления пенсий и они, тяжело проработав всю жизнь и добросовестно делая все отчисления, могут остаться с нищенской пенсией.

Читайте также: Индексация пенсий. Рада приняла за основу законопроект о дате ежегодной индексации

До тех пор, пока государство будет так себя вести со своими гражданами, а не являться их социальным партнером, украинцы не будут доверять государственным институтам.

Но вернемся к текущим украинским реалиям, которые потенциально могут нарушить равновесие на валютном рынке в ближайшее время. Кроме проблемы роста задолженности в ЖКХ, которая потом ударит по всему, в том числе опосредованно и по курсу, есть еще и проблема «горячих» денег на счетах граждан.

Низкие ставки по депозитам и налогообложение процентов по ним привели к тому, что по состоянию на 1.08.2021 года из 693,5 млрд гривен, хранящихся на счетах физлиц в банках, только 321,8 млрд гривен — это срочные депозиты. Около 371,7 млрд в гривневом эквиваленте — это текущие счета граждан, с которых они могут забрать средства в любой момент.

При уровне официальной инфляции более 10% по году и без особой альтернативы в части вложения сбережений на депозиты значительная часть этих ресурсов пойдет на валютный рынок, рынок недвижимости или на потребление. Это только усилит инфляционное давление в экономике, увеличит негативное сальдо торговли (покупать-то будут в основном импорт) и продолжит создавать потенциальные проблемы для наличного валютного рынка в моменты курсовых колебаний на межбанке.

Поэтому ситуативно все вроде в середине сентября на валютном рынке хорошо — курс особо не растет, ЗВР достаточно большие и пиковые выплаты этого года внешним кредиторам уже ясно, что будут закрыты. Но если копнуть глубже, то суть проблем «слабой» и подверженной всем возможным рискам гривны сохраняется.

Из текущих факторов влияния на валютный рынок на этой неделе можно отметить:

Приближение периода уплаты налогов бизнесом. К концу недели клиенты будут активно рассчитываться с государством по налогам. Дефицит гривны простимулирует распродажи валюты экспортерами на фоне снижения возможностей по ее покупке у импортеров. Это всегда позитивный момент для нацвалюты на межбанке.

Полная зависимость тренда на торгах от действий крупных местных игроков и поведение НБУ. Несмотря на высокие мировые цены по основным позициям украинского экспорта, крупные продавцы валюты не готовы к существенному укреплению нацвалюты.

Это сокращает их доходы на фоне постепенного роста себестоимости продукции за счет инфляционных процессов в стране, и в конечном итоге — снижает прибыль. Поэтому они пытаются не допустить ситуативного проседания котировок, в чем им сейчас активно помогает НБУ своими интервенциями. А также спекулянты, которые зарабатывают на скачках курса. Борьба курсовых интересов крупных покупателей и продавцов на этой неделе только усилится и Нацбанку придется снова регулярно выходить на торги. Его ценники останутся ключевым ориентиром по курсу для всех участников торгов.

Аукцион Минфина по размещению ОВГЗ 14 сентября и поведение нерезидентов на фондовом рынке. На момент написания статьи чиновники хотят разместить гривневые облигации на 112 дней с ограничением по сумме в 500 млн гривен, на 345 и 434 дня с ограничениями по 3 млрд гривен каждые и без ограничений на сроки 777, 1022 и 1701 день.

Полученные от МВФ $2,7 млрд создают дополнительную подушку безопасности для Минфина Украины и правительства. И учитывая, что 15 сентября Минфину предстоит погасить гривневые облигации всего на 1 млрд гривен и проценты еще по другим 2 выпускам бумаг, особого давления на рынок эти погашения не окажут.

Чиновники пока постараются не изменять сложившийся уровень доходности по ОВГЗ даже с учетом поднятия учетной ставки НБУ до 8,5% годовых. А вот инвесторы не готовы к такому варианту и будут активно торговаться с Минфином в части доходности по своим покупкам на первичном рынке и с другими держателями облигаций на вторичном рынке.

Поэтому торг между Минфином и инвесторами по доходности в этот раз только усилится. От того, сойдутся ли сейчас чиновники и потенциальные покупатели облигаций по цене, зависят конечные результаты аукциона 14 сентября. А значит — и приток/отток нерезидентской валюты на межбанке в ближайшие дни.

По нашему прогнозу, 14 сентября Минфин сможет разместить гривневые ОВГЗ с доходностью от 9,5% до 12,59% годовых, в зависимости от сроков их обращения при общем объеме продажи бумаг в пределах от 2,3 млрд до 6,8 млрд гривен. Основными покупателями будут госбанки и местные игроки.

Ликвидность в банковской системе. По прогнозам «Минфина», корсчета банков на утро на этой неделе будут находиться в пределах от 41 до 57 млрд гривен. Особой угрозы для валютного рынка такой гривневый навес представлять не будет.

Прогноз курсов наличного рынка и котировок межбанка на неделю

На наличном валютном рынке ситуация постепенно меняется. Он только частично останется заложником поведения межбанка. Рост спроса на наличную валюту позволяет владельцам обменников начать свою игру, привязанную к физическому объему платежеспособного спроса в своем регионе, а не только к событиям на торгах по доллару.

По евро же владельцы обменок будут вынуждены подстраиваться под поведение пары евро/доллар на международных рынках и периодически корректировать свои ценники по евровалюте относительно гривны в течение дня, в зависимости от колебаний международного рынка.

«Минфин» прогнозирует на 13 — 17 сентября коридор:

по наличному доллару — в обменниках финкомпаний в пределах 26,55 — 26,95 гривен при спреде в 15−20 копеек и в банках 26,45 — 27,00 гривен при спреде в пределах до 25 копеек.

по наличному евро — в обменниках финкомпаний в пределах 31,30 — 31,85 гривен при спреде в пределах до 25 копеек и в банках 31,20 — 32,05 гривен при спреде до 30 копеек.

На межбанке. Главными для курсообразования на торгах в период 13−17 сентября будут:

  • объемы продаваемой и покупаемой валюты крупными клиентами для обеспечения своих текущих хозяйственных операций, а также продажи валюты для закрытия бюджетных гривневых расчетов в конце этой недели;
  • тактика проведения, объемы интервенций Нацбанка и их ценники;
  • результаты аукциона по размещению ОВГЗ 14 сентября;
  • поведение пары евро/доллар на международных рынках.

По прогнозам «Минфина», 13−17 сентября коридор по доллару на межбанке будет находиться в пределах 26,60 — 26,95 гривен, а евро — в пределах 31,30 — 31,90 гривен.

Объемы ежедневных операций составят:

Понедельник-четверг  — в пределах до $125−190 млн при заключении до 440−650 сделок. Межбанк будет активен во все эти дни за счет проведения хозяйственных операций клиентов по текущей деятельности.

Пятница  — в пределах до $125−165 млн при заключении до 440−580 сделок за счет продаж валюты клиентами под налоговые платежи.