По данным Франкфуртской фондовой биржи, 8 апреля, к примеру, украинские бонды со сроком погашения в 2032 году торговались по цене 99,7% от номинала. Хотя еще в декабре прошлого года их стоимость поднималась выше 110%.
Тогда цены на наши бонды толкал вверх статистический позитив. Украина легче, чем, скажем, те же европейские страны, пережила прошлый пандемический год. Если ВВП Евросоюза за 2020 год, согласно окончательной оценке Евростата, упал на 6,2%, наш — только на 4%.
Читайте также: Куда вложить 800 тыс грн в Украине: разбираем 4 варианта
Украина закончила прошлый год с профицитным текущим счетом платежного баланса («плюс» $6,6 млрд против дефицита в $4,1 млрд по итогам 2019 г).
«Долларовый эквивалент ВВП снизился к $151,5 млрд, против прогнозируемых МВФ $142,2 млрд. При этом, все большее количество как внутренних, так и внешних аналитиков склонны ожидать ревальвационного тренда для гривны в 2021-ом году» — рассказывает экономист Независимой группы макроэкономического анализа и прогнозирования Ukraine Economic Outlook Григорий Кукуруза.
Что происходит с доходностью бондов
По мере роста цен снижалась доходность наших евробондов. Например, еще в январе, по информации руководителя Ukraine Economic Outlook Михаила Кухара, она находилась в диапазоне от 1,7% до 4,3%.
Однако последние несколько месяцев цены на наши бонды падали, а доходности, соответственно, росли. С 22-го марта украинские еврооблигации потеряли в среднем 1,5−2% от номинала.
Если бы сейчас Украина рискнула выйти на внешние рынки капитала, то, чтобы заинтересовать инвесторов, должна была бы предложить космическую по нынешним временам доходность — от 8% и выше.
Скажем, Армения, ВВП которой в прошлом году сократился на 7,5%, не так давно разместила 15-летние облигации на $750 млн под 3,4%.
Более того, сильнее всего цены просели (соответственно, выросла доходность) по нашим «длинным» евробондам, что говорит о том, что инвесторы скептически относятся к перспективам Украины.
Почему еврооблигации дешевеют
Отчасти, причиной такого резкого разворота стали мировые тенденции.
«В феврале-марте фиксировался значительный отток средств инвесторов из фондов развивающихся рынков. Это было вызвано опасениями относительной стабильности их вложений на фоне роста доходности гособлигаций США и возможного укрепления доллара», — поясняет руководитель по операциям на внешних рынках Альфа-Банка Украина Иван Угляница.
В марте чистый приток иностранных инвестиций в портфели акций и облигаций развивающихся стран сократился до минимального уровня почти за год. При этом 90% всех средств, которые пришли на развивающиеся рынки, освоил Китай. Это показали данные Institute of International Finance (IIF).
Аппетит к риску и готовность вкладываться в бумаги развивающихся стран инвесторы проявляют тогда, когда их доходность ощутимо превышает бенчмак — доходность долгосрочных казначейских бумаг США. А она из-за опасений инфляции начала резко расти. В конце прошлого месяца она доходила до 1,776%, что было самым высоким показателем за более, чем год.
Вряд ли тенденция сильно изменится в ближайшее время. Поскольку перспективы быстрого восстановления американской экономики будут и дальше раскручивать инфляцию. На Уолл-стрит прогнозируют разгон показателя к концу года вплоть до 2,48%, что является крайне высоким значением для Штатов.
Опасения инвесторов относительно вложений в наши евробонды подогревают и внутренние факторы. Это и обострение военных действий на Донбассе, и отсутствие прогресса в переговорах с МВФ.
«Если программы нет и отсутствуют перспективы ее скорого появления — это „красный“ свет для инвесторов. Рынки просто отреагировали на это сигнал. Второй момент — последние решения СНБО. Когда без суда и следствия принимаются решения, связанные с собственностью, с активами, для внешнего мира это означает простую вещь — законность в этом регионе поставлена под сомнение. И, как следствие, риски здесь слишком огромны», — поясняет дважды министр финансов, бывший советник Главы Офиса президента Игорь Уманский.
Но, пожалуй одним из главных аргументов, играющих против наших евробондов, остается провальная кампания по вакцинации населения от COVID-19. Поскольку именно ситуация с вакцинацией сейчас напрямую увязывается с перспективами восстановления национальных экономик.
Широкий охват вакцинацией в Украине ожидается через 2 года
Сколько нужно для обслуживания валютных долгов
Иван Угляница из Альфа-Банка Украина говорит, что, по историческим меркам, рыночная ситуация все еще остается благоприятной для Украины. Однако вряд ли нам удастся занимать на внешних рынках так же дешево, как в 2020 году. Вероятно, именно поэтому Минфин в этом году еще ни разу не выходил на внешние рынки капитала.
Тем не менее, правительству нужен довольно внушительный валютный ресурс. Суммарное погашение и обслуживание валютного госдолга в 2021-ом году — $11,6 млрд. Как минимум, эту сумму придется рефинансировать.
«Допустим, приток от нерезидентов, которые вкладываются в гривневые ОВГЗ, составит $2 млрд и НБУ выкупит эту валюту в резервы для дальнейшей продажи Министерству финансов. Еще 4 миллиарда удастся рефинансировать на внутреннем рынке через валютные ОВГЗ (так как Минфин активно работает над улучшением валютной структуры госдолга и старается привлекать меньше новых валютных ОВГЗ).
В положительном сценарии можно привлечь до $2,1 млрд институционального финансирования — Еврокомиссия, МВФ, транши Всемирного Банка и ЕБРР. Остаются приблизительно $4 млрд валютного разрыва, которые нужно привлечь на внешнем рынке", — подсчитал для «Минфина» Григорий Кукуруза из Ukraine Economic Outlook.
По мнению старшего финансового аналитика группы ICU Тараса Котовича, в этом году Украина может разместить еврооблигаций на сумму около $3 млрд.
«Перед Украиной довольно остро стоит вопрос рефинансирования пика платежей по внешним долгам в сентябре. Тогда нужно будет погасить сразу два выпуска еврооблигаций: выпуск 2016 г. под гарантии США на $1 млрд; выпуск на $974 млн., сформировавшийся в ходе реструктуризации госдолга в 2015 году и существенно уменьшенный с тех пор благодаря операциям по выкупу части бумаг с рынка. Таким образом, для страны к лету очень важно заручиться внешним финансированием», — пояснил начальник аналитического отдела Альфа-Банка Украина Алексей Блинов.
По словам Тараса Котовича из группы ICU, украинские еврооблигации довольно интересны инвесторам, поэтому спрос на них может быть значительно больше, чем объем выпуска.
Читайте также: Нацкомиссия допустила еврооблигации Румынии к обращению в Украине
Вопрос лишь в том, будет ли готово правительство увеличивать доходность по нашим евробондам, чтобы и дальше поддерживать интерес инвесторов к этому инструменту.
Если же Минфину не удастся собрать нужной суммы на внешних рынках, придется увеличивать план по внутренним заимствованиям, который и без того довольно амбициозен, либо идти на секвестр бюджета.
«Вполне вероятен самостоятельный выход на рынок еврооблигаций государственных компаний. Это формально может способствовать снижению объемов размещений еврооблигаций Минфином, но де-факто позволяет финансировать госрасходы и формирует приток валюты в страну», — говорит об еще одной возможности Григорий Кукуруза.
Украинские евробонды: «вход» от $200 тыс
Инвестиции в евробонды могут стать отличной альтернативной валютным депозитам, ставки по которым уверенно стремятся к нулевым отметкам. Тем более, что сейчас для приобретения еврооблигаций Украины уже даже не обязательно самостоятельно выводить средства на иностранные фондовые биржи.
Читайте также: Максимальная доходность депозитов упала до 11% годовых
Так, недавно эти бумаги по поручению клиентов-физлиц стал приобретать государственный Укрэксимбанк. «За» такие инвестиции говорит не только доходность. К «плюсам» также относятся гарантии погашения, возможность хеджирования валютных рисков и отсутствие налогообложения инвестиционной прибыли физических лиц с учетом курсовых разниц.
Правда, такие вложения доступны лишь для владельцев значительных валютных сбережений: сумма сделки стартует от $200 тыс.
«Инвестиции в еврооблигации Украины и украинских эмитентов имеют более высокий порог входа, длительные сроки погашения и меньшую ликвидность, но одновременно более высокую доходность по сравнению с внутренними ценными бумагами, которые номинированы в валюте», — отметил директор департамента казначейских-инвестиционных услуг Антон Болдырев.