С начала полномасштабной войны Украина живет в условиях фиксированного обменного курса. С февраля почти до конца июля украинцы — как бизнес, так и граждане — могли покупать доллар по довоенному курсу на уровне 29,3 грн за доллар. Это несмотря на то, что рыночный спрос на валюту начал существенно превышать предложение уже с марта. Учитывая это, если бы НБУ регулярно не продавал валюту на рынке, то гривне угрожала бы неконтролируемая девальвация. Подобная ситуация — регулярная поставка валюты на рынок от НБУ — сохраняется и на сегодняшний день, хотя объемы интервенций и снизились, по сравнению с маем-июнем.
Читайте также: В Украине стало больше валюты: откуда она поступает и на что это влияет
За чей счет этот банкет? Откуда на рынке появлялась и продолжает появляться валюта по фиксированному курсу? Ответ прост — из резервов НБУ.
Что такое резервы НБУ
Резервы НБУ — не что иное, как валютные средства государства, а значит, по сути, общие ресурсы всех граждан. От имени и в интересах государства НБУ аккумулирует и удерживает их на собственном счету. Название «резервы» говорит само за себя — это ресурс, который государство может использовать в случае непредсказуемых ситуаций, когда резко меняются внешнеэкономические условия, снижается приток валюты в страну (или же резко вырастает ее отток) и появляются значительные риски для стабильности национальной валюты. В этом случае центральный банк может закрывать избыточный спрос на иностранную валюту, продавая ее с собственных счетов.
В благоприятные периоды макроэкономической стабильности, еще с 2015 года, НБУ постепенно накапливал эти резервы. Валюта поступала на счета НБУ из двух основных источников: выкуп долларов и евро на межбанковском валютном рынке и прямые поступления от международных партнеров, будь то иностранные правительства или международные финансовые организации.
Читайте также: Иван Свитек: пора уже Нацбанку отпустить курс
В конце 2021 года резервы достигали почти $31 млрд. Это значительный уровень, который НБУ считал достаточно комфортным, с учетом размера экономики, внешнеторговой активности и внешней задолженности государства и бизнеса.
Что произошло с «кубышкой» Нацбанка с началом войны
С началом войны реализовались все возможные экономические риски, а на валютном рынке за неделю сформировались значительные и устойчивые дисбалансы. Чтобы эти дисбалансы нивелировать, НБУ вынужден был начать регулярную продажу иностранной валюты из резервов. С начала года чистая продажа валюты уже превысила $15 млрд, то есть была использована половина ресурса, который был у государства в начале года.
В то же время, резервы НБУ регулярно пополняются благодаря международной помощи, даже если получателем такой помощи является Министерство финансов. Но эти средства министерство держит на счете в НБУ, потому они считаются частью резервов НБУ. Поэтому, в целом, резервы за январь-август снизились лишь на $5,5 млрд.
Международная помощь оказывает двойной положительный эффект для государства — она помогает как частично профинансировать дефицит бюджета, так и поддержать резервы НБУ. По сути, НБУ направляет полученную от международных партнеров иностранную валюту на межбанковский рынок и таким образом компенсирует ее дефицит.
Поэтому ответ на вопрос «кто финансирует фиксированный курс доллара и евро» очень прост — это делают международные партнеры, которые пополняют резервы НБУ, которые тот, со своей стороны, направляет на рынок.
НБУ получает больше, чем тратит: что дальше
Стоит ли рассчитывать, что приток международной помощи и дальше будет оставаться устойчивым и достаточным для поддержания фиксированного (а, по сути, льготного) курса?
Здесь все зависит от того, каковы будут дисбалансы рынка и потребности в интервенциях. Дисбалансы резко выросли в мае и июне, и темпы расходования резервов достигли таких величин, что международная помощь уже не компенсировала эти потери. Поэтому НБУ вынужден был провести девальвацию гривны по отношению к мировым валютам. С этого времени потребность в интервенциях снизилась. По времени это совпало со значительным ростом притока международной помощи.
НБУ сейчас получает больше, чем тратит. Именно поэтому в августе был зафиксирован значительный рост резервов — на $3 млрд — до $25,4 млрд. Заметным будет и рост резервов в сентябре, ведь ЕС согласовал для Украины новый транш кредита общим объемом 5 млрд евро.
А в октябре поступит последний транш помощи от ЕС в размере 3 млрд евро — либо в виде кредита, либо (что лучше) безвозвратной помощи — гранта. Однако в ноябре и декабре мы, вероятно, будем снова наблюдать снижение резервов — они могут снова вернуться к уровню $23−24 млрд в конце года. Это все еще приличный уровень, который позволяет НБУ не допускать значительную девальвацию гривны.
Поэтому в условиях войны и фиксированного валютного курса достаточность резервов — это производная исключительно от объемов международной финансовой помощи. Именно поэтому и правительство, и НБУ уже сейчас пытаются договориться о новых грантах и кредитах для Украины в 2023 году. С учетом текущих дисбалансов внешних счетов можно оценить, что Украина потребует не менее $20 млрд в следующем году для того, чтобы НБУ мог компенсировать дефицит валюты на рынке, а курсовые риски оставались контролируемыми.
Такой объем международной помощи также будет означать, что резервы НБУ в конце 2023 года будут близки к $20 млрд, то есть будут оставаться на относительно безопасном уровне. Ослабление гривны по такому сценарию тоже будет достаточно умеренным — это будет плановая коррекция курса с целью устранения внешних дисбалансов, а не вынужденная неконтролируемая девальвация.
Поэтому, в целом, благодаря первоначальному довоенному запасу прочности и щедрой помощи наших партнеров, международные золотовалютные резервы НБУ не упадут ниже критических уровней, поэтому ситуация на валютном рынке не выйдет из-под контроля.