Война, возможно, из полномасштабной перейдет в военный конфликт низкой интенсивности с частичной демобилизацией военных. Но значительная часть ВСУ будет находиться на линии разграничения, то есть ключевые расходы бюджета — и дальше на сектор обороны.

В то же время геополитические риски будут оставаться высокими, что не будет давать возможности запустить масштабные программы восстановления и привлекать новые инвестиции. Не будет на это и соответствующих средств.

Размораживание политических процессов в стране (с возможностью выборов) займет почти весь год, при этом некоторые ограничения прав и свобод граждан могут действовать и в дальнейшем, в частности, и закрытые границы. Все эти социальные, геополитические и экономические факторы и заложены в бюджет, который можно назвать условно реалистичным, но от которого, при этом, зависит выживание государства в следующем году.

Что с темпами восстановления экономики

Следует обратить внимание на существенное торможение темпов реального экономического роста валового продукта: с плановых 3,5% в 2024 году до 2,7% в 2025 году.

Этот индикатор важен тем, что правительство, по всей видимости, ожидает возможности продолжения войны в течение всего следующего года. Следовательно, на год откладывается и начало динамичного восстановления украинской экономики. Если бы был запуск программ восстановления, это ускорило бы темпы экономического роста. Тогда прогноз динамики ВВП был бы в диапазоне 4−5%, а не 2−3%.

Для выхода на довоенный тренд развития Украина должна ежегодно расти на 8% в течение минимум трех лет. Конечно, фактора только проектов восстановления здесь явно недостаточно — нужно запускать и новую экономическую модель роста. Но, судя по плановым показателям на 2025 год, ни первого, ни второго в следующем году не будет.

Каким будет курс и зарплата

Прогнозы по инфляции: она предполагается на уровне 9,5% (в 2025 году прогнозировалось 7,9%), а это уже фактически приближение к зоне двузначных показателей.

Повышение средней заработной платы ожидается с 20,58 тыс. грн до 24,4 тыс., при этом в Украине осталось около 7 миллионов налогоплательщиков — физических лиц (кроме физических лиц-предпринимателей) По сравнению с довоенным уровнем, падения почти в полтора раза. В структуре рынка труда все большую роль будет играть бюджетный сектор.

Девальвация гривны — с 40 до 45 грн за доллар, то есть чуть больше 10%, что почти соответствует запланированному показателю инфляции.

Темпы роста экспорта увеличатся с 4,7 до 7%. Это возможно за счет либо повышения мировых цен на наше сырье, либо улучшения портовой логистики.

Тем не менее темпы увеличения импорта сократятся с 6,3 до 3,7% (год до года). Это можно объяснить именно отсутствием планов по масштабному восстановлению экономики, ведь при наличии таких программ можно было ожидать существенного роста импорта, прежде всего технологического. Но можно рассмотреть и версию сокращения импорта двойного назначения, что является признаком планов по переводу войны в формат военного конфликта низкой интенсивности.

В целом эти макропоказатели — признак дальнейшей атрофии продуктивных сил украинской экономики, в первую очередь производственных.

Каких ожидают доходов

По сообщению Минфина, доработанный ко второму чтению законопроект сбалансирован и предусматривает следующее:

«Доходы в проекте государственного бюджета на 2025 год (без трансфертов) предусмотрены в сумме 2 324 166 млн грн, в том числе доходы общего фонда — 2 130 299 млн грн и доходы специального фонда — 193 866 млн грн, и предложено увеличить, по сравнению с первым чтением, на 2 819 млн грн».

Указанная коррекция произошла прежде всего за счет увеличения общего фонда на 50 011 млн грн и уменьшения специального фонда на 47 192 млн грн.

Как известно, специальный фонд бюджета — это закрепление определенных источников доходов за соответствующими статьями расходов (т.е. определенные виды доходов направляются исключительно на финансирование определенных видов бюджетных расходов). Например, средства от растаможивания ввезенных на территорию Украины авто (при правительстве Гройсмана) использовались для покрытия дефицита Пенсионного фонда Украины. Спецфонд — это уровень расходов государства, привязанных к определенным доходам. Сейчас эта модель фактически разрушена, что, с одной стороны, придаст правительству большую оперативность в управлении государственными средствами, а с другой — усугубит фактор «ручного управления».

В случае проекта бюджета-2025: из источников формирования Государственного дорожного фонда (специальный фонд бюджета) свыше 43 млрд грн переброшено в общий бюджетный фонд. Это означает по факту заморозку дорожного строительства во время войны, хотя у этого есть и объективные предпосылки.

То есть 39,3 млрд грн акцизного налога из произведенных в Украине и ввезенных на таможенную территорию Украины подакцизных товаров (продукции), в частности, с транспортных средств и топлива, не будут использоваться на дорожное строительство, а пойдут в общий фонд бюджета.

За счет принятия ряда налоговых новаций увеличен и прогноз налогового сбора. Например, налог на «банковскую прибыль, надутую ветром», принесет дополнительно в бюджет 41 799 млн грн.

Корректировка показателя рентной платы за пользование недрами для добычи других полезных ископаемых общегосударственного значения принесет всего 420 млн грн.

Ожидается уменьшение налога и сбора на доходы физических лиц на 20 119 млн грн и дивидендов (доходов), начисленных на акции (доли) хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых есть государственная собственность, на 15 820 млн грн.

Какие планируют расходы

Расходы, по данным Минфина, определены следующие:

«Расходы и предоставление кредитов в законопроекте ко второму чтению предусмотрены в сумме 3 995 055 млн грн, в том числе расходы общего фонда —3 709 787 млн грн и расходы специального фонда — 285 268 млн грн, и увеличены, по сравнению с первым чтением, на 2 819 млн грн, в том числе по общему фонду увеличено на 50 011 млн грн, а по специальному фонду — уменьшено на 47 192 млн грн.

Для решения вопросов как социального, так и экономического характера предусмотрено увеличение расходов государственного бюджета, в частности, на:

  • развитие вооружения и военной техники — 1 млрд грн;
  • грантовую поддержку научных исследований Национальным фондом исследований — 143,1 млн грн;
  • проведение совместных научных исследований в рамках международного двустороннего сотрудничества — 19,3 млн грн;
  • предоставление помощи на проживание внутренне перемещенным лицам — 1 млрд грн;
  • для государственной поддержки развития животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции — 1 млрд грн;
  • новую бюджетную программу по обеспечению функционирования операторов критической инфраструктуры в области гражданской авиации — 827,9 млн грн;
  • новую бюджетную программу «Государственный фонд регионального развития» — 1 млрд грн;
  • новую бюджетную программу «Предоставление компенсации для восстановления отдельных категорий объектов недвижимого имущества, поврежденных в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных вооруженной агрессией российской федерации, с использованием электронной публичной услуги «єВідновлення» — 1 млрд грн;
  • новую бюджетную программу «Компенсация за уничтоженное жилье» — 3 млрд грн.

Как видим, рост по важным социальным и экономическим программам достаточно номинальный. Здесь стоит обратить внимание только на увеличение финансирования критической инфраструктуры гражданской авиации, что может сигнализировать о начале возобновления авиационного сообщения в Украине в 2025 году.

Читайте также: Депозиты, ОВГЗ и инвестпроекты: стоит ли выходить из гривневых инструментов

Во что будет вкладываться государство

Стратегическим инвестиционным советом также одобрены предложения министерств по публичным государственным инвестициям по 36 проектам на сумму 36,43 млрд грн, в частности:

  • образование — 11 800 млн грн;
  • водоснабжение — 8 000 млн грн;
  • социальная защита — 5 995 млн грн;
  • здравоохранение — 5 642,9 млн грн;
  • транспорт — 4 419 млн грн;
  • государственное управление — 502 млн грн;
  • культура (укрытия) — 70 млн грн.

Финансовый ресурс местных бюджетов увеличен на 19845,9 млн грн.

Объем доходов местных бюджетов — плюс 7 733,4 млн грн.

Объем межбюджетных трансфертов из государственного бюджета местным бюджетам увеличен на 12 112,5 млн грн. В частности, на 1 млрд грн увеличены расходы на аварийно-восстановительные работы жилищно-коммунальной сферы в г. Харьков.

Кстати, увеличение дополнительной дотации центрального бюджета местным связано с сокращением ожидаемых поступлений по налогу на доходы физических лиц в 2025 году на 20 млрд грн (что может свидетельствовать об ожиданиях частичной демобилизации военных, являющихся плательщиками этого налога, — те же планы по заморозке войны).

В целом изменения в проект бюджета свидетельствуют, что в 2025 году экономика будет находиться в своеобразном лимбе, или чистилище между адом войны и раем восстановления.