Зачем украинцам криптовалюта
Сегодня во многих столичных валютных обменниках на табло с курсами фиатных валют можно встретить символы самых популярных криптовалют. Так, наряду с привычными обменными операциями доллара, евро, злотого на гривну и наоборот, уже не один месяц параллельно идет обмен криптовалюты на гривну и наоборот.
Учитывая появление такой услуги, можно констатировать тот факт, что она пользуется спросом. Более того, за время войны этот спрос показал феноменальный рост.
Вообще, в 2022 году Украина заняла третье место в рейтинге принятия криптовалюты населением, по данным ресурса Chainanalysis, уступив только Вьетнаму и Филиппинам. Сегодня более 6,5 миллионов украинцев владеют криптовалютой. Аналитики этого же ресурса указывали, что в марте 2022 года объем торговли в украинской гривне на платформах Binance и LocalBitcoins вырос на 121%. Причины такого роста совершенно очевидны.
Во-первых, во времена кризисов, которым, в том числе, стала война, люди традиционно ищут для себя защитный актив, и в Украине таким активом, после наличного доллара и евро, для многих стала криптовалюта. Если раньше цифровые активы были больше прерогативой айтишников и криптоэнтузиастов, то война подтолкнула овладеть ее тонкостями даже тех, кто раньше не слишком интересовался новинками на рынке финансовых услуг.
Кстати, по неофициальной информации, в первые две недели войны только на одну биржу Binance было выведено около $500 млн. А еще были другие криптобиржи, PayPal, Revolut
Фактом является то, что в первые недели войны криптовалюты использовались с целью сохранения собственных средств. Ведь мало у кого было понимание, как будет работать банковская система Украины в ближайшее время и останется ли она вообще.
Еще одним важным фактором повышения популярности криптовалюты стала инициатива Министерства цифровой трансформации, благодаря которой Украина начала принимать пожертвования в криптовалюте для поддержки армии и беженцев, и уже через несколько дней были собраны суммы, эквивалентные десяткам миллионов долларов США.
Что интересно, значительная часть пожертвований в криптовалюте — в ней же и тратилась. Этот процесс значительно упрощал и ускорял закупку вещей оборонного и гуманитарного назначения, что, в свою очередь, стало огромным преимуществом традиционной банковской системы, особенно учитывая то, что в первые дни войны каждая минута была решающей.
Сегодня все эти инструменты продолжают активно использоваться преимущественно с целью обхода ограничений НБУ для более простого и быстрого проведения транзакций. Часто для закупки автомобилей и других необходимых для фронта вещей физическими лицами, помощи родственникам, выехавшим за границу
Как рынок становится цивилизованным
Однако, несмотря на столь резкий всплеск использования криптовалюты в Украине, украинский крипторынок до сих пор полноценно не заработал в легальном правовом поле.
15 марта 2022 года Президент Украины подписал Закон Украины «О виртуальных активах», который, однако, вступит в силу после принятия изменений в Налоговый кодекс об особенностях налогообложения с виртуальными активами. Кроме того, упомянутый Закон пересматривается с целью адаптации к европейским нормам, прописанным в MiCA.
Несмотря ни на что, это дает положительные надежды, что на данном этапе уже закладываются основы для формирования и полноценного функционирования рынка криптовалют в Украине.
Также в 2022 году был принят Закон Украины «О платежных услугах», который обеспечит лучшую регуляторную среду для финтех-сектора, в частности, для платежных услуг.
Закон даст старт внедрению концепции оpen-вanking, которая будет означать открытие банками своих API для сторонних поставщиков платежных услуг и предоставление возможности подключаться к интерфейсам банковских сервисов, обмениваться с ними данными каждому участнику рынка, который предоставляет платежные услуги и у которого на это есть разрешение регулятора.
Это опять-таки создаст дополнительные условия для активного развития финтеха и определенную конкуренцию для банков за клиентов. В ближайшее время, очевидно, следует ожидать процесса осовременивания инфраструктуры платежей, или перехода на новое поколение системы электронных платежей в режиме 24/7 и на основе международного стандарта ISO 20022, а также интеграции в Единую зону платежей в евро (SEPA).
Читайте также: Парламент принял за основу законопроекты о развитии виртуальных активов и цифрового контента
Дальнейшие перспективы
После войны, когда постепенно снимутся большинство валютных ограничений, население, вероятно, продолжит активно пользоваться инструментами, которые освоило с начала войны, потому что это более удобно, быстрее и проще.
Плюс через несколько лет в фазу деловой активности вступит поколение зуммеров, полностью открытое к финансовым инновациям. Это означает, что достаточно большой процент транзакционного дохода от платежей с высокой вероятностью мигрирует из банков в финтех-компании.
Кроме того, мировая архитектура финансов активно меняется, — да, это не всем и не всегда очевидно, но это факт. Она трансформируется в нечто принципиально новое, появляются совершенно новые по своей сути финансовые продукты и инструменты. Принципиально новые каналы доставки средств — как в трансграничных переводах, так и на местных рынках. Более того, появляются новые виды денег, которые несут под собой совершенно иную смысловую нагрузку, сущность, решение задач. Для подрастающего поколения зуммеров деньги — это уже больше не наличные деньги и не пластиковые карты. Для них деньги — это концепт, хранящийся в облаке.
Особенность развития финансовых инноваций состоит в том, что их возникновение довольно часто никоим образом не контролируется финансовыми регуляторами, поскольку большинство таких инноваций находятся вне правового поля и регулятивных актов. Яркий тому пример — статус криптовалют в большинстве стран мира или история с запуском пирингового кредитования Приватбанком. То есть формально они ничего не нарушают, но довольно часто не подпадают под какие-либо правила игры, прописанные регулятором, поскольку последние просто еще не успели изучить и дать оценку этой инновации, прописать соответствующие правила.
Кроме того, даже после введения конкретной инновации в правовое поле, появляются новые, требующие изучения, оценки и определения их места в финансовой экосистеме местного или глобального уровня. Часть этих инноваций как-то контролировать или регулировать вообще может быть технически почти невозможно. Это игра, в которой регуляторы всегда будут в позиции догоняющего.
Учитывая это, регулятору необходимо будет построить эффективную стратегию взаимодействия с новыми участниками рынка, а финансовым учреждениям — подготовиться к новым реалиям на финансовом рынке.