Укрсиббанк активно участвует в этом процессе, поддерживая многочисленные финтех-стартапы и внедряя новые технологии. О последних проектах в сфере финтех, международном успехе украинских стартапов, специфике обслуживания IT-отрасли, а также проектах в агросекторе и тенденциях в кредитовании, «Минфину» рассказал заместитель председателя правления Укрсиббанка Константин Лежнин.
О финансах и технологиях
Сегодня банкам сложно конкурировать без финтех-решений. В развитие каких продуктов и сервисов инвестирует Укрсиббанк?
Банки с удовольствием используют финтех-решения, сотрудничают со сторонними предпринимателями. Если говорить об Укрсиббанке, то мы в прошлом году запустили Акселератор для финтех-стартапов, во втором полугодии этого года у нас будет новая инициатива.
Проблема любого стартапа – это увеличение клиентской базы для развития бизнеса, а у банков есть клиенты, которые хотят чего-то нового. В результате получаем ситуацию win-win. Скажем, оплата коммунальных платежей в Укрсиббанке, так как и переводы с карты на карту, реализованы с помощью применения внешних решений. Конечно, у банка есть собственная группа разработки, но с точки зрения отдельных направлений, тех же коммунальных платежей, требуется не только разработка программного продукта. Необходимо провести большую работу – договориться с поставщиками услуг, заключить договора с ОСББ. Компании, которые профессионально занимаются коммунальными платежами, устанавливают ОСББ необходимый софт, обучают, получают счета в электронном виде и в итоге дают банку клиента, с которым можно работать.
Укрсиббанк поддерживает множество инициатив в IT сфере, проводит собственные стартап-битвы и организовал акселератор. В чем ваш интерес?
В 2017 году мы участвовали в проведении первой битвы стартапов. Для нас это было внешнее мероприятие — там были свои организаторы, а мы были просто партнером. Тогда победил хардверный стартап Cardiomo, который сейчас приобретает известность в мире.
Позднее у нас родилась идея провести что-то свое, и мы с Radar Tech решили запустить корпоративный акселератор. Весной 2018 года мы начали собирать заявки и собрали 102 проекта в банковской и смежных сферах. В итоге было отобрано 32 стартапа на акселерацию, а позже – 10 финалистов. Из них с шестью мы подписали контракты.
Какие решения были признаны лучшими? Какова дальнейшая судьба победителей конкурсов?
Первое решение — Opendata bot. Мы смогли получать данные о вновь зарегистрированных предпринимателях, обрабатывать эту информацию и связываться с ними для заключения договоров на открытие счетов и дальнейшее обслуживание. Это решение дает хорошие результаты – новые клиенты исчисляются сотнями.
Еще одно интересное решение от IntelSoft. Компания занимается решением задач по подготовке данных для использования в скорринговых системах. При подготовке скорринговых моделей самое трудоемкое – это подготовка и очистка баз данных. Компания разработала программное обеспечение, которое позволяет очень быстро строить скорринговые модели, валидировать их и запускать в работу.
Этими разработками заинтересовались наши коллеги в Париже и в результате компания реализовала проект в банке группы BNP Paribas в Марокко. Получился международный старт.
Еще один интересный проект, который мы сейчас продолжаем реализовывать – «Хмарка». Мы вместе создали чат-бот по открытию счетов клиентов. Нетехнологические вопросы были самыми сложными – как составить анкету-опросник и трансформировать ее в чат-бот.
Банк не только сотрудничает с IT-компаниями, но и активно их обслуживает. Около 30% украинских IT-компаний — это ваши клиенты. Это результат целенаправленной политики банка?
Да, это наш фокус. IT – это здоровая, несырьевая и неолигархическая часть экономики Украины. В Украине работает около 130 тыс. разработчиков, из которых 30 тыс. – это фриланс, а 100 тыс. – организованные компании со штатом от 100 до 6 тыс. программистов. Эти компании очень похожи по своей модели работы на крупные западные корпорации. У IT-специалистов, как правило, очень сложный механизм оплаты труда. Платежи начисляют американские и европейские компании-заказчики, которые платят по договору на основании выставленного инвойса каждому программисту. Как это сделать? Как выставить такое большое количество инвойсов, как провести такое большое количество международных платежей каждый месяц? Весь этот процесс у нас автоматизирован на высочайшем уровне и это является конкурентным преимуществом. Когда за рубежом заказчики принимают решение оплатить работу украинских специалистов, программисты получают свои деньги очень быстро и без каких-то сложностей. Мы понимаем реальные потребности украинских ІТ-компаний. Укрсиббанк – единственный из банков, кто является членом Всеукраинской ІТ-ассоциации. Мы каждый год увеличиваем свою долю клиентов среди ІТ-компаний, растем вместе с этим рынком.
О проектах в агросекторе
Еще один важный сектор экономики Украины — агро. Причем агросектор равно заинтересован как в банковских, так и в ІТ-решениях. Каким образом Укрсиббанк работает с аграриями?
В агро мы работаем в двух сегментах. Первый – крупные агрохолдинги и трейдеры, которые обрабатывают крупнейшие банки земли. Второй – сегмент МСБ с земельным банком до 5 тыс. га. Понятно, что продукты и решения для этих сегментов совершенно разные.
Что касается агрохолдингов, крупных экспортеров, то их интересует полный цикл финансирования от выращивания до продажи за границу. Финансирование до получения урожая, финансовая поддержка на разных этапах прохождения урожая, в том числе и экспортное финансирование. Главным нашим партнером в этом процессе выступает BNP Paribas в Женеве, который является крупным мировым центром финансирования сельского хозяйства.
Второй сегмент для нас новый. Мы начали с ним работать только в прошлом году, запустив пилотный проект в Винницкой области. Последние несколько лет были очень успешными для украинского сельского хозяйства. Я не могу сказать, что аграрии ощущают нехватку капитала. Они либо сами себя финансируют за счет средств, полученных за нескольких прибыльных лет, либо активно сотрудничают с поставщиками семян, средств защиты растений и пр., которые прекрасно разбираются в аграрном бизнесе и хорошо зарабатывают на товарном финансировании. Банковского кредитования среди малого фермерского бизнеса очень немного. Тем не менее, эта ситуация однозначно будет меняться. Тем компаниям-поставщикам, которые уже нарастили большие портфели товарных кредитов, скоро придется решать проблему сбора долгов. И многие аграрии, вероятно, будут заинтересованы в том, чтобы заместить эти обязательства кредитными средствами.
В следующем году банк планирует активно расширять свой пилотный проект. Сейчас он ограничен одной областью и близлежащими районами, а кредиты выдаются на сумму не более 5 млн. грн. Мы хотим пройти все этапы финансирования, успешно погасить кредиты, сформировать наши подходы к оценке залогов, мониторингу урожая, срокам финансирования, дополнительным условиям. Это стандартные этапы разработки кредитных продуктов.
О розничном кредитовании
На рынке розничного кредитования можно отметить жесткую конкуренцию. Сегодня небанковские финансовые компании готовы активно кредитовать население. Как в такой ситуации банк находит свою нишу?
Что касается финансовых организаций, выдающих краткосрочные микрокредиты, то у них речь идет о стоимости заемных средств в 1000% годовых и выше. Это не попадает в нашу политику защиты интересов клиентов. Мы такие кредиты не выдаем и с такими сегментами не работаем и не планируем работать.
Что действительно стоит отметить, так это очередной проект Mastercard, который позволяет держателям карт получать услугу беспроцентной рассрочки. Фактически на любом pos-терминале в стране появится опция оплаты в рассрочку и это не будет зависеть ни от банка, который установил pos -терминал, ни от банка, который выпустил карту. Единственное условие — на карте должен быть кредитный лимит.
Какие сегменты потребительского кредитования сегодня развиваются?
В Украине очень низкий уровень закредитованности населения. В нашей стране соотношение общего портфеля кредитов населению к ВВП составляет менее 20%. В любой западной стране, за исключением разве что Польши, этот показатель превышает 60%. Мы ощущаем последствия кризиса 2008 года и последовавшей за ним череды экономических потрясений. К тому же ставка рефинансирования в 18% не позволяет удешевлять кредитование, в том числе и ипотеку.
Кредитование развивается медленно. Автокредитование в свою очередь практически остановилось. В 2015 году рынок вышел на показатели продаж в 60-65 тыс. новых автомобилей в год, но «евробляхи» его подкосили. Правда, потихоньку объемы продаж новых авто все же восстанавливаются, а за ними, и сегмент автокредитования.
Что касается ипотеки, то камнем преткновения является вопрос цены, напрямую связанный с макроэкономической и политической стабильностью, а также вопрос защиты прав кредиторов, которые столкнулись с невозможностью забрать и реализовать свои залоги. До тех пор, пока учетная ставка не будет на уровне 10%, планировать что-либо в сфере ипотечного кредитования не имеет смысла.
Мобильные операторы сегодня активно двигаются в сторону финансового сектора и финансовых услуг и имеют большие амбиции. Каковы их перспективы и насколько серьезными конкурентами они могут стать для банков?
Мобильных операторов меньше, чем банков. Поэтому клиентская база любого мобильного оператора больше, чем у банка. И это создает впечатление, что мобильные операторы — потенциально крупные игроки на финансовом рынке. Но они практически нигде таковыми не становятся. Исключение составляют разве что африканские страны, в которых уровень проникновения мобильных операторов и сотовых телефонов намного выше, чем уровень проникновения карт и банковских счетов. Это приводит к тому, что клиенты, которые по разным причинам не имеют возможности открыть счета в банке, сразу же открывают квази-финансовые счета у мобильных операторов.
Украина – это страна, в которой нет проблем с карточками и банковскими счетами. Все, у кого есть смартфон, получают зарплаты, пенсии и стипендии через банк. Поэтому дополнительный счет от мобильного оператора ничего не решает. Хотя я не исключаю, что могут быть реализованы какие-то взаимовыгодные проекты банков и мобильных операторов.
Как за последние два года изменились подходы банков к оценке заемщиков?
Оценка заемщика проводится для того, чтобы оценить вероятность погашения кредита. За последние 50 лет в этой сфере не придумано ничего принципиально нового. Меняются технологии и методы обработки данных для принятия решения. Есть интересный тренд, связанный с работой платформ Peer to Peer кредитования. Эти платформы являются качественной инновацией, которая потенциально может вытеснить банки из бизнеса. Тем не менее, эти проекты неэффективны с финансовой точки зрения. Если брать крупнейшую американскую платформу Lending Club, то ее капитализация падает третий год подряд. Подобные площадки переоценивают свою способность оценивать риски заемщиков. Платформы альтернативного инвестирования могут пообещать все, что вы захотите услышать, здесь нет никаких ограничений.
Об альтернативном финансировании
Тем не менее, в Украине уже есть примеры запуска подобных платформ.
Да. Сейчас мы работаем с одной такой платформой – MO Cash, которая, кстати, была участником нашего корпоративного акселератора. Нашим клиентам, частным предпринимателям, которые имеют стабильный оборот, мы предлагаем в некоторых случаях использовать эту платформу для привлечения денег. И у нас уже есть несколько успешных примеров. Важно, что эта платформа сначала проверяет поданные заявки и потенциального заемщика, и только потом предлагает проекты инвесторам. Кстати, инвесторов сегодня намного больше, чем заемщиков.
Но это уже, скорее, пример частного инвестирования, чем кредитования…
Конечно. Так это и работает. Но проблема в том, что оптимизм инвесторов заканчивается на этапе инвестирования, а после — практически никто из них не занимается отслеживанием состояния профинансированного проекта. В итоге им можно пообещать все что угодно, дав иллюзию контроля.
Известная лондонская площадка по привлечению частного финансирования не позволяет своим инвесторам вкладывать деньги в отдельные бизнесы. Инвесторы могут выбрать отрасль, сферу деятельности, но их деньги будут вложены в проекты не менее чем 10-ти компаний. Более того, часть доходов от заемщиков идет в гарантийный фонд площадки. То есть инвесторы могут вкладывать средства как в защищенные, так и в незащищенные инструменты.
О платежных инновациях
Какова перспектива развития в Украине бесконтактных платежей? Можно ли утверждать, что банковская карта скоро станет анахронизмом?
Да можно. И в Украине для этого есть все предпосылки. В стране новая инфраструктура, за исключением парка банкоматов. Для Mastercard Украина является своеобразным центром тестирования технологий. В Украине реализовано транспортное решение (возможность оплаты в метро и общественном транспорте в регионах), которое есть только в пяти городах мира, 95% POS-терминалов принимают бесконтактные платежи, около 20% пластика поддерживает технологию бесконтактных платежей, и эта доля растет каждый год. Это все приводит к тому, что средний чек платежей снижается – люди начинают использовать карты не только для крупных платежей, но и для мелких покупок.
Люди уже имеют возможность платить мобильными телефонами, часами, кольцами…
Побеждает телефон! Телефон с вами чаще, чем кошелек. Вы скорее забудете дома кошелек, чем свой мобильный.
Но в этом и проблема. Когда все сконцентрировано в телефоне, это находка для мошенников и хакеров.
Да, но людей это не останавливает. Они все больше хотят концентрировать решение своих задач на мобильном.
Укрсиббанк поддержал проект Mastercard по внедрению бесконтактных платежей в Киевском метрополитене. Какие еще проекты поддерживаете?
Я уже упоминал проект по внедрению функции рассрочки платежей по картам Mastercard. Плюс с Mastercard реализуется очень много инноваций, которые не видны на первый взгляд. Они направлены на то, чтобы вам было удобно платить в интернете, чтобы повысить уровень одобрения платежей. Сейчас этот показатель составляет 85%, то есть отказы в проведении платежей по разным причинам (лимиты, отсутствие средств, превышение кредитного лимита и пр.) составляет всего 15%. Это большая внутренняя работа.
Плюс большой, но невидимый клиентам пласт работы касается вопросов безопасности.
О депозитах
Не секрет, что в Укрсиббанке одни из самых низких ставок по депозитам на рынке. Почему так?
Ставки по депозитам низкие, потому что банк – надежный. И еще потому, что у банка много ликвидности. Это все отголоски «банкопада». Если брать нашу долю рынка по текущим счетам, то она составляет 7%. Она выросла на 2% в период «банкопада».
Сейчас банки и вся банковская система непропорционально много зарабатывают на депозитах. При высокой ставке НБУ в 18% банки получают доход от маржи между тем, по какой ставке они деньги привлекают, и тем, по какой размещают. А размещать можно как в кредиты, так и в фондовый рынок, облигации, ОВГЗ. Размещение свободных средств в ОВГЗ – прибыльная, но очень краткосрочная стратегия. Ставки по ОВГЗ долго высокими не будут. Банк должен собирать депозиты и трансформировать их в кредиты. Если банк не кредитует, то он не очень-то и нужен. И те, кто имеет долгосрочную стратегию работы на рынке, все равно возвращаются к развитию кредитования.