О налоговой реформе

Мы действительно обсуждаем модель, которая называется «10−10−10»: 10% — налог на прибыль, 10% — НДФЛ и 10% — НДС, а также отмена ЕСВ и военный сбор 3%.

Однако, при этом, почти полная отмена всех льгот, усиление ответственности за нарушение налогового законодательства и такие вещи, как, например, доступ налоговой к информации о банковских счетах для предотвращения уклонения от уплаты налогов.
Мы хотим создать модель, которая позволит Украине быть конкурентной с налоговой точки зрения, в том числе и для глобального бизнеса.

К сожалению, мы пока не пришли к консенсусу в этом вопросе, но надеюсь, в ближайшие месяц-полгода сможем принять новую налоговую модель.

Ни у кого не вызывает сомнений, что подобная модель даст серьезный импульс экономике в долгосрочной перспективе. Но что делать в ближайшие годы? Для этого нужно понимать, какие у нас могут быть очевидные компенсаторы. К примеру, если все без исключения начнут добросовестно платить налоги по сниженным ставкам.

Также, с чисто налоговой точки зрения, у нас недостаточно облагаются налогом такие вещи, как загрязнение окружающей среды или вредное потребление — то есть табак, алкоголь, нефтепродукты. Еще одна идея — налоговые стимулы для развития перерабатывающей промышленности, которые предусматривают отмену возмещения НДС на сырьевые товары.

Я — большой сторонник таких радикальных налоговых изменений, причем считаю, что их, пожалуй, нужно делать сейчас. Это также наш уникальный шанс изменить культуру уплаты налогов в стране. Однако, это действительно очень ответственное решение, поэтому мы должны принимать его только тогда, когда достигнем консенсуса.

Читайте также: Украине рекомендуют повышать налоги: почему это плохая идея

О финансировании госбюджета за счет эмиссии гривны

Надеюсь, мы сможем сблизить эти позиции (между НБУ и Минфином — ред.) и найти разумный уровень монетарной поддержки, который поможет закрыть проблемы бюджета и не создаст чрезмерного девальвационного давления.

Что касается расчетов — мы понимаем, что при сбалансированности экспортно-импортных операций, решении вопроса с выплатой госдолга и существенной поддержке международных партнеров, эта сумма может спокойно составлять от 30 до 60 млрд грн в месяц. Это диапазон, который не создает проблем.

К примеру, мы разблокировали ситуацию с зерном, далее — за счет сбора в 10% на валютные операции уберем $1−2 млрд спекулятивного спроса на валюту. Если уровень поддержки партнеров сохранится, это означает, что платежный баланс выравняется, то есть мы сможем обеспечить поддержку бюджета более чем в 30 млрд грн в месяц без значительных рисков для валюты.

О поддержке бизнеса

Абсолютное большинство программ (поддержки бизнеса, запущенных во время войны, — ред.) сработали. Очень успешными были кредиты под 0% для аграриев. Во многом благодаря ей мы смогли провести весной посевную: более 80% необходимой территории было засеяно. Кредиты на 38,5 млрд грн привлекли 18 тысяч аграриев. Кроме того, МСБ получили около 46,26 млрд грн.

Один из дальнейших проектов — доступная ипотека — программа, которую мы начали разрабатывать еще до войны. Кто-то может сказать, что это не самое актуальное направление сейчас. Но международный опыт и практические расчеты говорят об обратном. К примеру, именно строительство стало основным драйвером экономики послевоенной Европы и Америки 50-х-60-х годов.

У строительства жилья высокий уровень локализации — до 95%. Также здесь высокий мультипликативный эффект для других отраслей — производство бетона, цемента, стекла, добыча щебня, известняка, песка и т. д. Кроме того, это большое количество новых рабочих мест, потому что, в отличие от перерабатывающих предприятий, здесь низкий уровень автоматизации.

Далее — масштабная средняя и малая приватизация. Цель — не столько наполнить бюджет за счет приватизации, сколько запустить новые предприятия и создать рабочие места. Программа заработает в ближайшие месяцы.

Мы не исключаем впоследствии запуск и крупной приватизации. Пока мы не видим большого количества инвесторов, которые готовы вкладывать сотни миллионов долларов в большие объекты. Причины очевидны — военные риски. Если мы увидим интерес инвесторов к конкретному проекту, то будем выставлять его на конкурс. Надеюсь, три-четыре таких объекта в этом году мы сможем передать на приватизацию.

Поддержка бизнеса всегда найдет свое место даже в самом консервативном бюджете. Другой вопрос — каков масштаб этих программ.

Читайте также: Дефицит бюджета в 2023 году может достичь $30 миллиардов — Марченко

О реформе госаппарата

Окончательного решения пока нет, но сейчас действительно идет активное обсуждение реформы всей системы госуправления.

Госаппарат в Украине исторически избыточен. Это, с одной стороны, очень большой массив рабочих мест, с другой — большое количество чиновников создает лишние барьеры для граждан и бизнеса. И что самое важное — государство не может себе позволить и дальше финансировать такой большой и неэффективный госаппарат.

Поэтому, с высокой долей вероятности, реформа госуправления будет предусматривать значительную диджитализацию и, соответственно, сокращение аппарата. Вместе с тем, мы предложим людям, которые будут подпадать под оптимизацию, компенсации и будем помогать с трудоустройством.

О нынешнем отопительном сезоне

Это будет один из самых трудных отопительных сезонов в истории, поэтому мы очень тщательно к нему готовимся. Но могу сказать, что мы аккумулируем достаточное количество газа и угля, чтобы пройти этот период спокойно. Единственный риск — действия врага, который не знает никаких красных линий. Но и на этот случай у нас есть планы «B» и «C».

Первые пилоты (довоенной программы термомодернизации — ред.) начнем запускать в течение ближайших нескольких месяцев за отопительным сезоном.